Лев Лещенко: «Россия с Украиной должны договариваться сами»

Лев Лещенко. © / www.russianlook.com

Восстали все

Валентина Оберемко, «АиФ»:​ - Лев Валерьянович, вы были среди тех деятелей искусства, которые подписали письмо в поддержку присоединения Крыма. Вас после этого санкции коснулись?

Досье
Лев Лещенко родился в 1942 г. в Москве. Певец, артист оперетты, народный артист РСФСР, служил в танковых войсках ГДР, учился в ГИТИСе, работал в Театре оперетты. Награждён орденом Дружбы народов.
   
   

Лев Лещенко: - Меня пока ничего не коснулось. Хотя некоторые люди преподносили это как якобы стремление поддержать военные действия со стороны России. Но ведь военных действий как таковых не было. Крым проголосовал по своей воле. И тут же в мире началась политика двойных стандартов. Но вспомните - Югославию в своё время просто разорвали на кусочки. Но никто из мирового сообщества не восстал против. А против присоединения Крыма к России восстали все.

Россия постепенно становится мощным государством. Мы провели Олимпиаду, показали всему миру, что мы хотим добрососедских отношений, общаться со всеми на принципах демократии, свободы, равенства, братства. Эти лозунги никто не отменял. Но на Западе идёт экономическая борьба за рынки, за сферы влияния, и Запад почему-то считает, что мы должны поступаться своими интересами ради их блага. С чего бы? Американцы злятся, потому что они постепенно теряют господство, гегемонию над миром.

Ничего не поделать киевским властям со своими гражданами - любят в Донецке Россию. Фото: Reuters

Думаю, что все эти «санкции» со временем перемелются. Ведь мы, россияне, не сделали ничего такого, за что нас можно было бы лишить возможности общаться с нашими родственниками, друзьями, близкими людьми, которые живут на Украине. Это совершенно глупая акция со стороны Киева. Россия же не перекрывает границы, по-прежнему подаёт газ и всё так же хочет найти какой-то компромисс.

- У вас у самого есть украинская кровь...

- Прадед родился в 1851 г. в Белой Церкви. Бабушка из Львова, дедушка из Сум, поэтому я корнями врос в Украину, это моя родина, которая всегда есть и будет. И никто не смеет разлучать нас никакими способами.

У меня есть там родня, я помогаю им материально. Есть друзья, с которыми я прошёл через всю свою жизнь. И я не очень понимаю резкого, агрессивного отношения, которое вдруг появилось там в актёр­ской, музыкальной среде. Ведь они в России зарабатывают деньги и при этом хают её у себя на родине. Если ты дейст­вительно стоишь на защите рубежей своей родины, бери ружьё, записывайся в армию, воюй. А то на украинском телевидении постоянно обсуждается тема, что Россия виновата во всём, все грехи смертные на себя взяла, а потом эти же люди спрашивают у нас, какой гонорар они получат за концерт в Москве. Вы сначала выберите, что вам дороже - деньги или целостность Украины.

   
   

«Что же мы делим?!»

- Может, нам тогда запретить им въезд в Россию?

- Запретить - это значит встать на путь откровенной конфронтации. Это то, что делает сейчас Украина. Вы знаете, они же вывесили наши фотографии вдоль дорог - там моё лицо, Безрукова, Кобзона, Табакова. Пишут, что мы предатели. Это те, кто практически культуру Украины делал. У них же нет других артистов, кроме нас! Мы, можно сказать, общие деятели культуры - и российские, и украинские. У них нет никого даже такого масштаба, как Филипп Киркоров или Николай Басков. А уж Гергиева, Нетребко тем более не найти. Да и писателей своих раз-два и обчёлся. Мы с Украиной живём в одном гуманитарном пространстве, читаем одни и те же книги, смотрим российские фильмы, 75% украинцев говорят на русском языке, даже во Львовской области таких большинство. Поэтому нужно прекратить эту конфронтацию, пора подумать о том, что дети должны жить в мире. Не надо бомбить города и сёла, прекратите агрессию - и сразу сложит оружие юго-восток Украины. Надо выйти на путь мирных переговоров и человеческого компромисса. Мы же один этнос! Что же мы делим?!

- Вы сказали, что ваша бабушка из Львова. А ведь это Западная Украина, именно там рождались антироссийские настроения...

- Конечно, Львов - это Западная Украина, и, по большому счёту, эта местность никогда не была Украиной. Это Галиция, прикарпатские области, которые входили в состав Авст­ро-Венгрии. Украине расширил границы Ленин, а Сталин потом незаконно присоединил к ним Львов и Галицию. Так что западенцам стоило бы взять источники, посмотреть, почитать. Кстати, «Право нации на самоопределение» - это лозунг Владимира Ленина, который создал Украинскую Республику. Украинцы должны ему сказать спасибо, а они памятники его рушат. Сталина тоже должны благодарить за то, что присоединил Волынь и Прикарпатье. Если это несправедливо было сделано, значит, они должны отделиться от Украины. Проведите референдум, сделайте три федерации - Юго-Восток, Западную и Центральную Украину. И живите спокойно в рамках федерации в составе Украины, как живёт Европа.

- Думаете, фашисты, радикалы, «Правый сектор» тогда угомонились бы?

- Насчёт фашистов не уверен. А лозунги, с которыми идёт «Правый сектор», бандеровцы, - это якобы национальное освободительное движение. Но не надо путать людей. Национально-освободительные движения боролись против фашистов. Бандеровцы же позиционировали себя именно как приспешники фашизма.

Даже радикалы по сравнению с ними не так опасны. Они готовы сражаться в рамках хоть какой-то справедливости. В фашизме же вообще нет справедливости, добра и милосердия. Нет того, к чему должно стремиться человече­ство.

Думаю, если правительство Украины не закончит военные действия на юго-востоке, гражданская война затянется на годы. Надежда только на то, что появится разумный политик, который придёт на смену Порошенко, и начнётся переговорный процесс прежде всего с Россией. Россия с Украиной должны договариваться сами. Потому что ни Россия, ни Украина, ни даже Европа как самостоятельные общности Америке не нужны. Америка борется за рынки, сферы влияния. Посмотрите, американские товары сегодня дешевле, чем европейские. И сейчас Европа в экономическом плане уже на ладан дышит.

Поэтому, я надеюсь, вслед за Порошенко придёт новое правительство и, возможно, Украина снова повернётся в сторону России. И сбудется то, о чём говорил в своё время Солженицын: Белоруссия, Россия, Украина будут вместе и, объединившись, соз­дадут удивительное, мощное, процветающее славянское государство.

- Тогда и День Победы вернут на Украину?

- Конечно. Я в этом году 9 Мая пел в Риге на площади, где собралось 70 тыс. человек. А вообще в парке было порядка 150 тыс. Несмотря на запрет проводить праздник Победы, люди пришли туда, и я спел им «День Победы» - с оглушительным успехом. Был салют, все радостно кричали, в толпе были российские флаги, георгиевские ленточки. А утром в аэропорту ко мне подошли прибалтийские девушки и сказали: «Спасибо вам, мы вчера были на площади». В Риге нашёлся здравомыслящий начальник, который сказал: «Нельзя лишать этого дня ветеранов, русских людей, для которых этот праздник святой». Это умно. Это по-человечески.