Мелодия вечности. Галина Мамровская создает уникальные кружевные картины

В Музее кружева (Вологда) на выставке своих работ рядом с панно «Мелодия вечности». © / АиФ

За годы работы с национальным достоянием, как ещё называют кружевной промысел Вологодчины, Галине Никитичне приходилось решать и весьма необычные задачи: «Однажды объехала десятки деревень в поисках льна нежно-молочного цвета. Это было время, когда на Вологодчине работали 6 тыс. кружевниц-надомниц. Лён им доставляли партиями. Я собирала у них остатки партии почти двадцатилетней (!) давности, чтобы выполнить заказ японцев. Им в наших фондах очень понравилась дорожка на стол. Мол, подойдёт для элитного токийского ресторана. Сначала они сделали фотографию в надежде, что дома смогут повторить узор, технику, материал. Не вышло. Тогда они заказали салфетки, но чтобы они были тютелька в тютельку как та, первая. Заказ мы выполнили!»

   
   

Концерт в подарок

«Цвет льна действительно играет большую роль, — продолжает художник. — Эдита Пьеха специально прилетала в Вологду, чтобы выбрать цвет (белоснежный с переливом) нити для пелерины. Восхищённая работой наших мастериц певица решила сделать им приятное — дать в Вологде концерт. Билеты раскупили молниеносно. Перед концертом она спросила: “Кружевницы и художники будут?” — “Нет. Билеты уже раскупили”. — “Если их не будет, значит, не будет и меня”. Тогда специально для кружевниц и художников поставили ряд стульев. К каждому, кто плёл для неё пелерину, она подошла и пожала руку. Только потом начала концерт».

Мамровская вспоминает, с каким восхищением отнёсся к искусству вологодских кружев, которые первые свои зарубежные Гран-при получили ещё в ХIХ в., дирижёр Владимир Федосеев: «Экскурсия для него длилась шесть часов и затянулась до ночи. Маэстро не просто любовался, а выспрашивал подробности о технике плетения. Потом из Вены прислал нам письмо с благодарностью».

В Вологде на ведущем кружевном предприятии страны Галина Мамровская проработала почти 40 лет, из них последние 20, вплоть до 2006 г., — главным художником. Вспоминает правительственный заказ для хора Пятницкого, когда попросили сделать кружева, чтобы переливались и были видны на костюмах артистов с галёрки. «Я голову ломала, как быть. Тогда мой муж предложил взять вискозу и покрасить её луковой шелухой. Сначала я эту шелуху собирала, потом в вёдрах в печке несколько суток томила. Нити эти, которые дополняли в кружевах лён, в итоге и правда вышли золотыми. Правда, запах лука в доме ещё долго стоял».

1975 г. Так создавалось панно «Праздник». Фото из личного архива Галины Мамровской

Кружевной космос

В дом этот, деревянный, с русской печью, Галина Никитична, уроженка Воронежской области, вселилась в 1970-х гг., сразу по приезде в Вологду. Выпускница художественного училища приехала в кружевной край с мужем, маленькой дочкой и двумя мамами. Родную тётю она называла «мама Паля»: «Тётя очень поддержала нашу семью после трагедии с моими братьями. Один брат погиб, подорвавшись на мине, оставшейся с войны, а второй остался инвалидом, поиграв найденной гранатой. Мама после этого сильно заболела, и меня, пятилетнюю, к себе в дом взяла тётя Паля. Она работала учительницей, уходила в школу, а мне давала задание — вышивать. И я вышивала, сидя в овражке. Вокруг вовсю цвели вишни и яблони, я поднимала голову от работы, чтобы посмотреть на дорогу: не идёт ли мама Паля с хлебом. Ей в день давали две булочки — большое сокровище по тем временам».

Мотив мирного неба, хлебных колосьев, образ женщины-труженицы, цветочные орнаменты, навеянные воспоминаниями о цветущем саде, — всё это Галина Никитична сумела воплотить в кружевных картинах. Недаром одна из её работ называется «Мир дому твоему». Среди других — «Праздник», «Весенние перезвоны», «Светлая тишина», «Колыбель времени», «Птица счастья», а всего создано более 300 работ. Ей удалось сказать новое слово в кружевоплетении, создавая монументальные работы площадью в несколько квадратных метров с самыми разными сюжетами. Самое первое панно называлось «Вологодские частушки».

   
   

Работы Галины Мамровской можно увидеть в крупнейшем в России Музее кружева, который открылся пять лет назад в центре Вологды, на Кремлёвской площади. А увидев, нельзя не согласиться с директором Вологодского музея-заповедника Юлией Евсеевой: «В творениях Галины Никитичны столько тепла, столько души, столько мысли... Это даже не кружевной мир, а кружевной космос».

Недавно Галина Мамровская отпраздновала 70-летний юбилей. Без дела художник не сидит, заканчивает работу «Золото русских полей», где главный герой — хлеб. Тот самый, из послевоенного детства.

Смотрите также: