С Петром и Февронией. Как семья Чикулаевых построила свой «корабль любви»

Лето 2014 г. Сергей и Лилия после таинства венчания вместе с младшими детьми и внуком. Старшая дочь Настя - автор фото. © / Из семейного архива

Недавно рядом с «Русским домом» Сергей, по благословению, возвёл храм в честь святых Петра и Февронии. В этой церкви он крестился, а потом и обвенчался с супругой Лилией, с которой они вместе 35 лет.

   
   

Избушка на курьих ножках

Познакомилась пара в открытом океане на большегрузном торговом судне. «Ходили в Америку, Австралию. Рейсы сложные, бывало, по полмесяца сплошной болтанки, - рассказывает Сергей. - Лилия пришла на судно 18-летней девчонкой, трудилась пекарем. Я после море­ходного училища, был на 5 лет её старше. Помню, как мы сошли в Австралии на берег и местные жительницы, все сплошь с короткими стрижками, стали восхищаться длинной, ниже пояса, косой Лилии, упросили её распустить волосы и начали фотографировать».

Молодые сыграли свадьбу во Владивостоке. После этого по советским правилам они уже не могли ходить на одних рейсах - власть страховалась от побегов семейных пар за границу. Сергей списался на берег и увёз Лилию в Алтай­ский край, где тогда его отец работал егерем. Молодые жили на отшибе в домике лесника, привыкли, что по ночам к забору подходили волки. Бельё Лилия стирала в проруби, еду - добытое Сергеем на охоте мясо - варила в русской печке. Электри­чества не было. Здесь у пары родилась старшая дочь Настя. «В моём роду все были лесники: и отец, и дед, - рассказывает Сергей. - Детство я провёл в тайге, телевизор впервые увидел в 9-м классе. А Лилия была городская, до работы на судне жила с родителями в Братске. После рождения Насти я решил строить свой дом. Нашёл в 100 км от Барнаула небольшое село Язово, приглянулось там место на взгорке. Речка и лес тут же. Спрашиваю Лилию: «Нравится?» - «Да». - «Значит, здесь будем строиться». И вбил первый колышек рядом с кустом черёмухи».

Лилия не побоялась уехать за любимым в сибирский лес, где их навещали волки. Фото: Из семейного архива

С тех пор минуло 30 лет, и вокруг колышка разрослось целое государство с деревянными постройками в русском стиле, где по правилам гостям строго-настрого запрещается ругаться матом. «Меня родители так воспитали - из-за мата благодать уходит». В «Русском доме» есть своя избушка на курьих ножках, которая, если крикнуть: «Повернись ко мне передом, а к лесу задом!» - действительно поворачивается. Как? Ответ в патенте, который Чикулаев получил за своё изобретение. Другое детище Сергея - огромный деревянный корабль «Любовь» с 30-метровыми (!) мачтами на палубе. Тут и камбуз (он же кухня), и каюты (жилые комнаты), и к­ают-компания (столовая), где по вечерам можно встретить людей не только со всей России, но и со всего мира: «Есть немец, который приезжает к нам уже в 220-й раз. Это началось в 90-х, когда сюда из Ново­сибирска постоянно наведывались экипажи «Люфт­ганзы» - у них между рейсами были свободными несколько дней».  

Иностранцы зачастили к Чикулаеву со времён перестройки: Сергей знал английский и мог сопровождать иноземных гостей на охоте. Эти небольшие заработки в валюте и стали его первоначальным капиталом: «Я ни разу в жизни не брал кредит. Появлялись деньги, и я потихоньку строил. Не было денег - занимался хозяйством, вместе с женой коров доил. Тяжелее всего было после пожара, когда 20 лет назад из-за замыкания ночью сгорел наш дом. «Пожарка» приехала утром. Я тогда ещё и с оплатой страховки на день опоздал. Ничего не получил. Начали с Лилией всё с нуля. Жили в маленькой баньке и снова отстраивались. Сейчас у нас две собственные «пожарки», которые помогают тушить пожары по окрестным деревням. Местные в случае чего нам звонят».

Счастливая двойня

В семье Чикулаевых четверо 10-летних ребятишек. «После того как Настя родилась, Бог 22 года нам детей не давал. Конечно, мы переживали, - рассказывает Лилия. - В какой-то момент смирились, тем более что дочка ждала ребёнка. Когда у Насти был пятый месяц беременно­сти, я поняла, что тоже беременна. Родились у нас с Сергеем двойняшки - Полина и Арина. Мне было 44 года, мужу - 49 лет. Кормила дочек грудью два года. Как только приучили их к горшку, мы взяли из детдома мальчика 2 лет - Володю. Усыновили, фамилию свою дали. Хотелось нам доброе дело сделать».

Храм святых Петра и Февронии - первое, что видишь, подъезжая к селу Язово. Фото: АиФ/ Мария Позднякова

День Чикулаевых начинается с восходом солнца и заканчивается за полночь. И так круглый год. У семьи большое приусадебное хозяйство, начиная с овощей и ягод и заканчивая стадом овец и другой живностью. Готовят тут из своих продуктов, пекут свой хлеб, делают квас, морс. Варенье варят сотнями килограммов, в том числе из маленьких дынек, которые выращивают здесь же.

   
   

«Как вы живёте в этих городах-муравейниках? - удивляется Сергей. - Как вы там детей растите? Вот мои за день успевают и на катере, и на велике, и на лошадях покататься, накупаются в речке. По хозяйству, конечно, помогают - знают, что булки не на деревьях растут».

Впрочем, и город­ские могут посочув­ст­вовать Сергею и Лилии, ведь они не знают много лет, что такое отпуск и выходные: «Так и есть. Пашем круглый год. И ещё у меня пунктик: никаких взяток. Всё оформляю по закону, даже если на это уходит куча нервов. Горжусь, что никогда ничего не приватизировал. Владею только тем, что построил собственными руками. Выполняю миссию русского мужика - созидаю мирным трудом на наших бескрайних просторах. За то, чтобы мы здесь жили и были хозяевами, отдали жизни миллионы моих предков. Я этого не забываю».

В доказательство слов Сергея в кают-компании висят десятки фотографий фронтовиков, которые родились здесь, на Алтае, и в тяжкую годину Великой Отечественной встали на защиту Родины. Также среди героев и родственники семьи Чикулаевых: дедушка Лилии - Владимир Солоненко. В начале войны он заживо сгорел в подбитом танке. В память о сыне его отец, крестьянин, продал всё своё хозяйство и отдал день­ги на сборку нового танка. «А на нашу семью трагедия обрушилась в 1937 году. Моего деда, Макара Андреевича, и двоих его старших сыновей объявили кулаками, по решению «тройки» расстреляли, - рассказывает Сергей. - Моя мать вспоминала, как у них отняли дом, который дед строил собственными руками, а все их рушники и покрывала, которые вышивали не один год, повесили на забор, и вещи разобрала местная пьянь. Маме тогда было 14 лет».

Благодаря энтузиазму и трудо­любию семьи Чикулае­вых маленькое село Язово превратилось в центр туризма, что в наше непростое время даёт постоянную работу более полусотни местных жителей. Есть среди местных талантов и свой Левша - Фёдор Афанасьевич, и бесподобная стряпуха Валентина Яковлевна, которая недавно побывала на Святой земле, - Чикулаевы помогли исполниться её давнишнему желанию.

В этом году Сергею Васильевичу исполнится 60 лет. Но жизнь его не утомила. Выполнение миссии русского мужика в полном разгаре. На борту корабля «Любовь» после 12-часового трудового дня он берёт в руки гитару и с хрипотцой поёт любимого Высоцкого: «Купола в России кроют чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал...» Поёт и смотрит влюблёнными глазами на Лилию. А она - на него.

Смотрите также: