«Хочу обвенчать родителей». В Оренбурге звонарём работает 10-летний мальчик

Никита Горянин. © / Фото: Полины Седовой / АиФ

Каждое утро в 7:30 Никита Горянин поднимается на 30-метровую колокольню, чтобы созвать прихожан на службу. О своих колоколах юный звонарь знает всё: как называются, из чего сделаны, сколько весят.

   
   

«Колокола похожи на людей. У них есть уши, на которых держится колокол, а ещё язык и тулово. С ними надо разговаривать, они как живые», — Никита проводит экскурсию на колокольне.

2 раза в день Никита поднимается на 30-метровую колокольню.  Фото: АиФ / Полина Седова

До многих мальчик не может дотянуться, но это и не нужно. Дёргая за шнуры и тросы, он создаёт перезвоны, которым удивляются даже священники.

«Буду звонить!»

Будущий звонарь стал посещать храм раньше, чем ходить. Как только ребёнка окрестили, бабушка Татьяна Михайловна стала приносить его в церковь каждые выходные. Сегодня Никита проводит там большую часть свободного времени: помогает священникам и занимается в воскресной школе.

Будущий звонарь стал посещать храм раньше, чем ходить. Фото: АиФ / Полина Седова

Когда несколько лет назад в Новотроицке замолчала колокольня — звонарь уехал в монастырь — настоятель храма решил, что пора научить искусству игры на колоколах воспитанников воскресной школы. Так Никита впервые поднялся на колокольню вместе с двумя мальчиками и молодым священником отцом Максимом Бражниковым. Ударив несколько раз в самый большой колокол — благовест, — мальчик понял: «Буду звонить!».

Каждый вечер Никита готовится к утреннему звону: слушает диски именитых российских звонарей, продумывает, как ему лучше сыграть. Сейчас мальчик не только слушает именитых мастеров, но и пытается создать что-то своё.

Никита готовится к утреннему звону. Фото: АиФ / Полина Седова

«Недавно я у него на столе нашла клочок бумаги. Там мелко-мелко написаны цифры: 1, 2, 1, 3… Я спрашиваю: «Никит, а это что?», а он мне отвечает: «Это я придумываю, как звонить, в какой колокол сначала, а в какой потом». Вот как ему это нравится», — смеётся бабушка.

   
   

«С колокольни видно всё: купола храма, город, горы и просторы. Когда звоню, мне радостно, благодать на сердце. Но это и тяжело, руки быстро устают, а надо звонить по 10–15 минут», — Никита готовится к звону и надевает стихарь (длинная богослужебная одежда с широкими рукавами — прим. авт.).

С колокольни видны купола храма. Фото: АиФ / Полина Седова

О жертвенности и красоте

У Никиты есть два младших брата — 4-летний Степан и 7-месячный Тимофей. Степан тоже уже ходит в церковь, наблюдает за действиями старшего брата.

«Он приходит со службы и первым делом рассказывает, как Никита был одет. Ему очень нравится церковная одежда брата — стихарь он называет то халатом, то сарафаном», — шутит мама мальчишек Настя.

Никита любит возиться с младшими братьями. Фото: АиФ / Полина Седова

Свой первый стихарь Никита заработал: полтора года он ежедневно ходил на службу. Бывший настоятель храма отец Никодим считал, что ничто не может даваться человеку легко, для всего нужно прилагать усилия.

«Самое главное в работе звонаря — служить Богу и людям. Жертвовать своими занятиями, перебарывать лень и идти славить Бога в любую погоду, утром и вечером созывать людей в храм», — считает нынешний настоятель храма отец Сергий Кваша.

Сам звонарь в силу юного возраста придерживается немного иной точки зрения. Ему важно сыграть красиво, без ошибок, чтобы похвалили священники и прихожане.

«Ко мне иногда подходят люди, хвалят и почему-то сразу же уходят», — рассказывает Никита.

Будучи совсем маленьким, Никита любил «играть в церковь». Надевая отцовскую широкую рубашку и превращаясь таким образом в священника, строил всех домашних в ряд и учил их правильно молиться.

Священники тоже были детьми

С трёх лет бабушка вместе с внуком путешествует по паломническим местам. Были в Нижнем Новгороде, Дивеево, Табыни, Иверском монастыре.

«В первый раз мы уехали недалеко от дома, в Саракташскую обитель. Когда зашли в храм, Никитка воскликнул: «Какая класота!», тогда он ещё не умел говорить букву «Р». Удивительно, но его всегда священники и монахи выделяют из толпы. В Дивеевском монастыре была история: к нам подошла монахиня, поклонилась, взяла за руку Никиту и увела. Я не знала, что и делать. А она отвела его к мощам Серафима Саровского, чтобы он смог помолиться», — рассказывает бабушка Татьяна Михайловна.

Из каждой паломнической поездки Никита привозит ангелочка или колокол. Фото: АиФ / Полина Седова

Во всех поездках Никиту больше всего интересует строение храмов и православные книги. Читать он научился, тоже благодаря стараниям бабушки, в три года. Сейчас он может бегло читать на церковно-славянском языке и знает наизусть все службы.

Мальчик бегло читает церковно-славянскую литературу. Фото: АиФ / Полина Седова

В 6 лет неожиданно для всех Никита попросился в алтарь — святую святых, символизирующую в церкви Царство Небесное. Отец Евгений ввёл мальчика за иконостас, с тех пор Никита начал алтарничать. Поначалу открывал двери, постепенно ему стали доверять подавать кадила, держать выносную свечу и даже читать молитвы на взрослых литургиях.

Алтарная служба — зажигать выносную свечу, предваряя выход священника. Фото: АиФ / Полина Седова

«Мы раньше оберегали его от несчастий, если кто-то умер, никогда его не брали на похороны, боялись, что испугается покойника. А он ничего не боится. Как-то прихожу за ним в храм, а мне говорят, что он уехал на отпевание, сам захотел», — бабушка до сих пор удивляется тому, какой её внук взрослый и серьёзный.

Юный звонарь следит и за тем, чтобы свечи в храме не гасли. Фото: АиФ / Полина Седова

 «Я люблю свой храм. Мне нравятся слова, которые говорят священники, нравятся люди, которые приходят молиться. Я всегда переживаю перед службой, боюсь ошибиться в тексте. Но родители поддерживают меня, говорят: «Не волнуйся». И священники рассказывают, что они тоже были маленькими, как я, и служили Господу Богу», — маленький Никита показывает мне икону покровителей храма — святых апостолов Петра и Павла.

Большую часть времени Никита проводит в храме. Фото: АиФ / Полина Седова

Динозавры и Библия

После службы Никита ещё раз поднимается на колокольню, провожать людей звоном. Потом, если нет срочных поручений, идёт домой отдыхать. Там Никита ведёт себя, как обычный ребёнок. В его комнате прекрасно уживаются рядом детские энциклопедии и Святое Писание, храм из конструктора и деревянные динозавры.

Никита получает удовольствие от рыбалки, этим занимаются все мужчины в его семье. Пока что начинающий рыбак может похвастаться маленькой краснопёркой, но у него ещё всё впереди.

Никита ничем не отличается от остальных детей, дома играет в танки. Фото: АиФ / Полина Седова

«Я недавно книгу прочитал про Тома Сойера и Гель… бери Финна. Мне понравилось!» — хвастается мальчик. По скорости чтения, в конкурсах каллиграфии, соревнованиях чтецов он всегда первый в своём классе.

Попытка родителей отдать ребёнка в спорт закончилась слезами — от плавания и вольной борьбы мальчик отказался наотрез.

«Наверное, это воля Божья, что ребёнок хочет идти в церковь. Мы не препятствуем, там его плохому не научат», — рассуждает мама Никиты, качая при этом младшего сына на руках.

Хобби Никиты — склеивать динозавров. Фото: АиФ / Полина Седова

Иногда Никита проводит экскурсии по храму для своих друзей «из мира», показывает, где и как ставить свечу, какому святому за что молиться. Признаётся, что раньше его немного дразнили, но он не обращал на это внимания, и сверстники прекратили смеяться над звонарём.

Скоро юный алтарник будет помогать священникам крестить младшего брата, а осенью — венчать родителей.

Церковь из конструктора — подарок родителей. Фото: АиФ / Полина Седова

«Хочу стать монахом. Не знаю, получится ли стать патриархом, ведь патриархом хотят быть все… Но я в любом случае буду священником, пойду учиться в семинарию и с колоколами не расстанусь!»

Смотрите также: