Где голосуют «активные»? В центрах госуслуг можно участвовать в опросах

cкриншот / ag.mos.ru

В прошлом выпуске «АиФ» рассказывал, что больше миллиона человек участвуют в разных опросах и голосованиях. Это серьёзная цифра. Но вот интересно, могут ли «активные граждане» сами инициировать опросы? И как вообще выбираются темы? 

   
   

Н. Доброжанский

На этот и другие вопросы отвечает Анастасия Ракова, заместитель мэра Москвы, руководитель аппарата мэра и правительства столицы.

Могут ли счётчик подкрутить?

- По-прежнему темы голосований формируются и инициируются органами власти, исходя из тех управленческих решений, к которым они подходят. У нас пока такого механизма (чтобы тему опросов выбирали жители. - Ред.) не сущест­вует. Но это не значит, что мы не читаем и не анализируем все комментарии и дополнительные предложения, которые высказывают люди в ходе опросов. Все знают, достаточно активно весной обсуждалась тема покраски бордюров. Неоднократно нам ставили в укор то, что мы не выносим это на голосование. В ближайшие месяцы будет проведён такой опрос. А значит, мы обязательно в следующем году станем красить бордюры в тот цвет, который выберут люди конкретного района и двора. Почему в этом году не смогли это сделать? Потому что существует управленческий цикл, предполагающий обязательное проведение торгов по закупке краски. Так вот торги провели ещё в ноя­бре прошлого года. Чтобы не пропустить следующий сезон, организуем голосование летом. 

Что выносим на обсуждение? В первую очередь варианты тех или иных решений, которые после станут обязательными правилами поведения и будут зафиксированы в различных нормативных актах. Например, о запрете продажи алкоэнергетиков. Этот закон вступил в силу с 1 мая. Мосгордума только что рассмотрела законопроект, который устанавливает обязательные часы тишины в дневное время в домах при проведении ремонта - с 13.00 до 15.00. Или у нас есть городская программа благоустройства дворов. Но что конкретно и на какой дворовой территории делать - мы предполагаем решать вместе с москвичами через систему «Активный гражданин». Потому что двор от двора категорически отличается.

Ещё мы проводим различные опросы, чтобы оценить: заметили ли москвичи изменения, которые являются следствием принятых нами решений. Пример - платная парковка. На «Активном гражданине» спрашивали: «Вы видите изменения в связи с введением платной парковки или нет?» Более 50% москвичей сказали, что они не только видят, но и одобряют эту меру. А вообще, если мы чувствуем массовый интерес к какой-то теме и вопрос в принципе может быть вынесен на электронный референдум, у москвичей обязательно спросят мнение.  

Были ли случаи накруток в опросах? Каким образом можно жителям контролировать реальное число проголосовавших и цифру, указанную организаторами?

   
   

К. Титова

- Имея более 1 млн человек пользователей, обеспечить накрутку невозможно. Для этого потребуется 300 000 сим-карт. По вопросам, которые мы выносили и выносим на голосование, нет смысла это делать. Поэтому даже попыток накруток на сегодняшний день не было.  

Сейчас рассматривается возможность включения «Активного гражданина» в процесс проведения публичных слушаний по различным городским проблемам. Но этот проект запустят, если будет 100%-ная идентификация и верификация (дополнительная проверка. - Ред.) физического лица. Соответствующие программные продукты разрабатываются. Более того, необходимо изменить федеральный закон, который бы давал право субъектам Федерации использовать такие форматы. Пока всего этого не будет, не будет и дополнительной системы идентификации в «Активном гражданине».

Как голосовать с одного телефона?

Правда ли, что с одного мобильного телефона, стационарного компьютера или планшета в ближайшее время смогут проголосовать несколько человек? Сколько именно и не будет ли это влиять на объективность результатов опроса?

В. Власов

- Уже сегодня есть такая возможность. На объективность голосований это никак не влияет. Так или иначе создаваемый аккаунт (учётная запись каждого пользователя. - Ред.) привязан к конкретному номеру мобильного. Так же, как при регистрации единственного пользователя с телефона или устройства, приложения или сайта, у каждого участника опроса свой пароль. Иными словами, номеров мобильных всё равно будет два. Просто с одного телефона можно, указав другой номер, проголосовать двум людям. Для этого нужно будет выйти из одного аккаунта и зайти в другой, получив SMS-оповещение с паролем для входа. 

Кроме того, вне зависимости от возраста все люди посещают центры госуслуг. Они приходят туда, где стоят специальные инфоматы. В момент получения талончика там вполне может загораться опрос, при котором достаточно просто нажать на кнопку, и ваше мнение учитывается в общей копилке. Это первый способ. В таких центрах есть зоны общественного доступа, где стоит несколько компьютеров, подключённых к Интернету, и есть консультант, который подскажет, что делать. Можно проголосовать и там. 

Готово ли правительство Москвы поделиться с другими городами России «Активным гражданином»?

И. Усиевич

- Мы со всеми делимся и сами готовы воспринимать любой позитивный опыт. У нас есть портал «Наш город», которому 4 года, и таких проектов уже по стране не менее 30. 

А благодаря «Активному гражданину» мы имеем возможность детально изучать мнение москвичей и на основании этого принимать взвешенные и более правильные управленческие решения. Мы получили 25  млн откликов и приняли 250 управленческих решений, которые на сегодняшний день закреплены в соответст­вующих законах, постановлениях правительства Москвы, решениях префектур и различных других документах. 

Кстати, проект заметили и оценили многие эксперты, отслеживающие развитие Интернета. На прошлой неделе в Лондоне системе электронных референдумов в номинации «Проекты для государственных структур» досталась международная премия в сфере связей с общественностью «SABRE Awards EMEA 2015». В феврале 2015 г. «Активный гражданин» был признан лучшим иностранным приложением в номинации «Социальная сфера» международной премии Best m-Government Service Award. В 2014 г. проект получил гран-при премии в области связей с общественностью RuPoR-2014 и премию CNews AppWARDS в номинации «Лучшее мобильное приложение для госсектора».

Смотрите также: