Фёдор Конюхов: «Понапрасну я никогда не рискую»

Яхта, вёсельная лодка, собачья упряжка... На очереди воздушный шар! © / Федор Конюхов / Из личного архива

Всего за 160 дней на вёсельной лодке, в одиночку, без захода в порты и посторонней помощи Фёдор Конюхов переплыл Тихий океан от континента до континента - из Чили в Южной Америке до Австралии. А теперь собирается совершить беспосадочный перелёт вокруг Земли на воздушном шаре.

   
   

Владимир Кожемякин, «АиФ»: - Фёдор Филиппович, почему воздушный шар? Потому что этот рекорд вами ещё не побит?

Фёдор Конюхов: - Я думал об этом уже давно. В 2002 г. американский путешественник и миллионер Стивен Фоссетт с шестой попытки смог в одиночку совершить перелёт на воздушном шаре от Австралии до Австралии. Он стал первым в мире, кому это удалось. Пять раз терпел неудачу и однажды даже совершил аварийную посадку в России, в Краснодарском крае. 

Сейчас, придя на вёсельной лодке в Австралию, я подумал, что это правильное место, чтобы объявить: я тоже лечу на воздушном шаре вокруг света. Кроме того, я никогда не путешествовал на такой высоте. Поднимаясь на вершину Эвереста, говорил себе: «А каково здесь лететь? Не час, не два, не во время короткого штурма горы, а две недели?» Высота всегда манит… А после того как бывший военный австрийский парашютист Феликс Баумгартнер совершил прыжок из стратосферы на Землю и разогнал себя быстрее звука, я понял: пора. Впервые в истории он установил сразу три мировых рекорда - свободного падения, высоты полёта на воздушном шаре и высоты прыжка. Всё это я, как и миллионы других зрителей, наблюдал в прямом эфире и в очередной раз убедился: нет ничего невозможного. Смог же я пересечь все океаны Земли...

Лимит с риском

- Непотопляемость Фёдора Конюхова необъяснима. Ваша яхта переворачивалась трижды, были и другие ситуации, когда жизнь висела на волоске, но приходило чуть ли не чудесное спасение. Сколько можно испытывать судьбу? Может, хватит?

   
   

- Понапрасну я никогда не рискую. Не хожу на аттракционы, чтобы развлечься и развеяться. Вот вы, например, сколько раз в жизни катались на колесе обозрения или американских горках? Там ведь тоже свой риск… У каждого человека есть лимит риска. Но никто его не знает, не знаю и я. И каждый раз, выходя на старт, прошу у высшей силы продлить мне лимит и на этот раз. Я не искушаю судьбу. Но мои проекты настолько сложны и масштабны, что там без риска не обойтись. Невозможно обойти вокруг света и не попасть ни разу в шторм. Но даже спуститься в метро, сесть за руль автомобиля или в самолёт тоже нельзя без риска.

- Считается, что возраст за 60 - время, когда человек должен заняться собой, близкими, родственниками, семьёй, обернуться на прожитую жизнь, а не отрываться от Земли так далеко и высоко, как вы. 

- Я думаю, что только ещё в начале пути. Почему мы решили, что 60 лет - это всё? Мне 62, а планов на 40 лет вперёд. Я все их хочу осуществить. И сыну, как менеджеру, даю задания на 2020 год, 2022-й… Почему я должен всё бросить и сушить вёсла? Наоборот, у меня колоссальный опыт: видел весь мир, побывал в двухстах странах, чувствую людей, природу нашей планеты. Нецелесообразно было бы весь этот жизненный багаж отставить в сторону, взять и завязать с путешествиями. Надо его использовать, им делиться. Самое время браться за такие проекты, как воздушная кругосветка…

Конюхов всегда лично контролирует процесс изготовления плавсредств. Фото: из личного архива Федора Конюхова

И палец не порезал!

- Во время предыдущих плаваний вы писали в дневнике: «Каждый раз, отправляясь в океан, мучаюсь, будто восхожу на Голгофу...» В этот раз было иначе?

- Я боялся, что так будет. И, как выяснилось, не только я. Ни одна россий­ская страховая компания не хотела меня страховать. Все говорили: «Сто процентов - придётся спасать. Невыгодно...» Но за весь 5,5-месячный переход я даже палец себе не порезал. Шторма были рядом, корабли. Можно было сломать руку, ребро веслом, выпасть за борт. Когда чистил днище лодки от ракушек, могла подойти акула. Насчитал больше 10 событий, которые могли закончиться трагически... 

- Какой момент был самым напряжённым?

- Он был связан с осознанием масштаба Тихого океана и необходимостью грести. На 4-й день до меня дошло, в каком гигантском пространстве я нахожусь, и, чтобы его пересечь, надо всё время работать на вёслах. Течения помогают, но, если бы рассчитывал только на них и попутный ветер, до сих пор находился бы в океане, кончились бы продукты, газ, вода, началось истощение… 

Самое трудное было заставлять себя каждый день, неделю, месяц сидеть на вёслах. На яхте иначе: ты настроил паруса, включил автопилот, и лодка идёт вокруг света. Да, надо менять паруса, но ты знаешь, что можешь спокойно заснуть на несколько часов, а когда проснёшься, будешь на сто миль ближе к цели. На вёсельной лодке во время твоего сна лодка может стоять на месте либо её отнесёт назад, она станет описывать круги… Всё время - неотвязное психологическое напряжение. Я повторял себе: «Фёдор, без работы на вёслах ты не сможешь пересечь океан. Ты ради этого сюда пришёл, чтобы вот так монотонно, изо дня в день грести…» Молитва и вёсла - вот и весь рецепт.

Фёдор Конюхов встает в шесть утра, а ложится спать после двенадцати. С двух до четырех ночи встает на молебен. Фото: из личного архива Федора Конюхова

- Что у вас расписано на 40 лет вперёд? Какие проекты?

- Навскидку три: погружение в батискафе в Марианскую впадину, кругосветное плавание на Кубок Жюля Верна на большой 60-метровой килевой яхте и пересечение на лодке Индийского океана от Австралии до Африки. А ещё мечтаю подняться на «жестокую» гору К2 (Чогори) - самый северный 8-тысячник мира и вторую по высоте вершину после Эвереста. Отдельно стоящая такая мощь. Каждый четвёртый из 286 восходителей, шедших к её вершине, погиб. Остальных она пропустила.