«Эта дама средних лет выглядит совершенно так же, как и все остальные, кто борется сейчас с гололедицей в зимнем Хельсинки. Но она председатель русской ветеранской организации „Забытый полк“, она владеет материалами, которые могут вызвать настоящий политический взрыв. Несколько дней назад она попросила убежища в Финляндии», — так начинается материал журналистки Сусанны Шёстедт, опубликованный на днях.
«Елена Васильева приехала сюда, чтобы довести до конца свою работу и доказать, что русские военные воюют на Украине, после чего она передаст свои материалы в международный суд в Гааге», — сообщает далее госпожа Шёстедт.
Для журналистов Северной Европы, региона относительного тихого и благополучного, появление Елены Васильевой, разоблачающей «агрессию Путина на Украине» — настоящая сенсация. Именно поэтому репортёры проявляют к ней неподдельный интерес.
А вот в России, как шутили в КВН, «народ стал забывать румынского диктатора». И сегодня Елену Васильеву путают не только с подругой экс-министра обороны Евгенией Васильевой, но и с министром образования РФ Ольгой Васильевой.
Всё началось с экологии
А ведь осенью 2014 года имя Елены Васильевой прогремело на всю Россию. Опубликованные ей списки российских солдат, тайно погибших на Украине, произвели сенсацию в оппозиционных кругах, пока не оказалось, что за солдат правозащитница выдала...
Но — стоп. Нужно начать с самого начала.
57-летняя уроженка Горького и дипломированный историк Елена Васильева общественной деятельностью занимается очень давно. В годы перестройки, живя в Мурманске, она возглавляла региональное антиядерное движение «Безъядерный Север». Затем Васильева училась на политических и бизнес-курсах за рубежом, сотрудничала с Greenpeace, а с начала 2000-х сосредоточилась на правозащитной деятельности. В частности, она принимала участие в общественном расследовании обстоятельств гибели подводной лодки «Курск».
В 2006 году Васильева стала лидером мурманского регионального отделения «Объединённого гражданского фронта» Гарри Каспарова, войдя также в состав федерального руководства организации.
Помимо этого, Васильева возглавила Межрегиональный координационный центр «Забытый полк», который позиционирует себя как организация, созданная для защиты социальных прав участников боевых действий и военнослужащих.
В 2012 году Елена Васильева была координатором лагеря «Оккупай Абай», затем стала инициатором создания и одним из организаторов Координационного Совета оппозиции. В 2013 году Васильева включилась в защиту членов задержанного и отправленного в СИЗО города Мурманска экипажа судна Greenpeace Arctic Sunrise.
Футбольный клуб, «погибший» в бою на Донбассе
В 2014 году уже опытная правозащитница и оппозиционер Васильева взялась за разоблачение «тайной российской агрессии на Украине». Она стала публиковать документы, из которых, по её утверждению, следовало, что на Украине в боях гибнут сотни российских военных.
Если точнее, к началу сентября 2014 года, согласно заявлениям Елены Васильевой, на Украине погибло более 2 тысяч граждан России, большинство из которых были военнослужащими, в том числе солдатами-срочниками.
В качестве вещественного доказательства она опубликовала в интернете список погибших военных, якобы представлявший собой выписку из приказа войсковой части в посёлке Тоцкий-4. В подтверждение своих слов Васильева привела фотографии документа. В тексте фигурировало 10 фамилий якобы погибших на Украине россиян. Кроме того, активистка утверждала, что семьям погибших выплачена денежная компенсация, а самих военных уволили из Вооружённых сил задним числом, чтобы скрыть потери. Запись в блоге активно подхватили украинские СМИ, поставив громкие заголовки: «Россия увольняет убитых на Украине солдат задним числом без пособий».
Сенсация обернулась скандалом, когда выяснилось, что все «убитые солдаты», оказались... игроками футбольной команды «Газовик» (Оренбург). Имена, фамилии, даты рождения «погибших» полностью совпали с именами, фамилиями и датами рождения игроков футбольной команды, взятыми с сайта клуба.
Как «Пиранья» «наследила» на Украине
Надо сказать, что многие, поверившие Елене Васильевой, сочли этот случай недоразумением. Мол, подвели информаторы или кто-то совершил умышленную провокацию.
Васильева продолжала публиковать новые списки. Сообщив, что в России она подвергается преследованию, правозащитница перебралась на Украину, где ее приняли с распростерыми объятьями. Она давала пресс-конференции, интервью, участвовала в ток-шоу. Случай с «похороненными» футболистами объясняла просто: дескать, команду российские власти придумали задним числом.
Васильева была уже не просто Васильева, а глава организации «Груз 200», которая занималась поиском фамилий и данных российских солдат, убитых на Украине.
После истории с ФК «Газовик» за тем, что публикует Васильева, журналисты следили очень внимательно, опасаясь нового подвоха. И, как оказалось, не зря.
«Потери: 159 отряд ОСПН БПДСС В/Ч 87200 вёл бои в районе Мариуполя. Списочные потери 39 человек, в том числе: зам по диверсиям, капитан второго ранга Кирилл Разум — Герой России; командир второго диверсионного отряда, капитан третьего ранга Марасин Константин; командир разведгруппы, капитан-лейтенант Мизин Николай», — написала Васильева, сообщив, что список собран по данным из соцсетей.
У писателя-фантаста Александра Бушкова есть роман «Пиранья: первый бросок». Согласно аннотации, он «открывает серию захватывающих бестселлеров о Кирилле Мазуре. В поисках золота с затонувшего фрегата, на который советских боевых пловцов навела сотрудник французских спецслужб, очаровательная Мадлен де Ронак, им приходится вступать в бой с пиратами».
Главный герой книги Кирилл Мазур простой перестановкой букв в фамилии был превращён в «погибшего на Украине Героя России Кирилла Разума». Другой герой книги, Николай Зимин — в Николая Мизина, третий герой, Константин Самарин — в Константина Марасина.
Девочки становятся мальчиками. И умирают
Не менее показателен случай с «солдатами из Бурятии». В своём блоге Елена Васильева опубликовала письмо от некоей дамы, родственник которой якобы погиб на Украине. Рвущая душу история: парень не хотел ехать на верную смерть, но его заставили. Далее приводится имя погибшего родственника и его несчастных однополчан: Бадмадашиев Солбон, Жигмитов Жамбал и т. д.
Но те, кто подозревал Васильеву в нечистоплотности, нашли в сети список абитуриентов Бурятского республиканского педагогического колледжа.
В «списке Васильевой» — Бадмадашиев Солбон, якобы погибший на Украине. А в списке принятых в педколледж фигурирует Бадмадашиева Арюна Солбоновна. «Погиб» на Украине Жигмитов Жамбал, в списке колледжа — Жигмитова Баярма Жамбаловна. Дальше по той же схеме: из фамилий и отчеств девушек, поступивших в педколледлж в Бурятии, генерировались имена и фамилии солдат-бурятов, якобы погибших на Украине.
После этих трёх случаев авторитет Васильевой в России упал, что называется, ниже плинтуса. Ссылаться на неё стало признаком дурного тона. Зато на Украине она была всё ещё на коне.
Коммерция на пленных, или «Она дискредитирует Украину»
Но затем начались неприятности: украинские волонтёры стали заявлять о том, что Васильева предлагает родителям попавших в плен или пропавших без вести украинских военных платные услуги по их освобождению. Затем известный украинский журналист Анатолий Шарий выложил в интернет целую серию записей, на которых женщина с голосом, очень похожим на голос Васильевой, обсуждает с некими людьми тонкости подобной коммерции.
Сумма выкупа колебалась от 2 до 30 тысяч долларов.
Васильева, в свою очередь, объявила Шария «агентом Кремля» и провокатором.
Но вот, к примеру, украинский блогер Лиза Богуцкая — человек, преданный «Евромайдану», и до сих пишущий в материалах, что Путин вот-вот «сдаст Крым». В феврале 2015 года Богуцкая писала в Facebook о Васильевой: «Она мне сообщила, что ей немедленно нужна „Премия Мира“, на которую претендует Надежда Савченко. Так как Савченко — отработанный материал, то идиотам- депутатам надо объяснить, что выдвинуть на премию нужно именно её, Васильеву. Дальше — словесный понос о том, что за ГОЛОВУ пленного она берёт мало, значительно меньше, чем Рубан, а жлобы-родители не хотят платить. Затем постоянно меняющаяся информация о количестве пленных и сумме выкупа. Последняя цифра, которая звучала в разговоре — 100 000 €. Причём всегда цейтнот. Вот надо сейчас, именно через час, иначе их убьют. Всех. А матерей так жалко. И она так не хочет некрасиво выглядеть в глазах родных, оплакивающих сына: пообещала выкупить и не смогла. Страшное горе и душевные муки потом не дают ей всю ночь спать. Даже ухо заложило... Однажды на мой вопрос по телефону о том, какое отношение имеет „Груз 200“ к военнопленным, Лена сказала, что группа в ФБ уже не имеет значения. Это фигня по отношению к тому, каким великим делом она сейчас занимается. Она мне рассказывала, на кого вышла в наших силовых структурах, с кем разговаривала, кто ей ОБЕЩАЕТ помочь. Что интересно, её, по-моему, никто не воспринимает всерьез, но и никто не мешает ее деятельности в Украине... Всё, что снято в фильме Шария, я ПОДТВЕРЖДАЮ!!! Я не знаю, как такая болтливая проходимка могла стать агентом ФСБ, но то, что как минимум она дискредитирует Украину в глазах мирового сообщества — ЭТО ТОЧНО!!!!»
Израиль не принимает
«Год-два, а потом ваши рыжие кудри примелькаются, и вас начнут просто бить», — говаривал Остап Бендер Шуре Балаганову. Елена Васильева тоже «примелькалась» на Украине. Её всё чаще начали называть «провокатором» и «агентом ФСБ», всё реже звать на эфиры.
В марте 2015 года Васильева отправилась в Израиль, но её задержали прямо в аэропорту имени Бен-Гуриона. Единомышленники утверждали, что власти Израиля решили выслужиться перед Путиным, и вот-вот депортируют даму в Россию. Что, к слову, было бы логичным решением, ибо она оставалась на тот момент гражданкой России и украинского гражданства не получила.
На самом деле, по данным израильских источников, Васильева не смогла внятно сформулировать цель визита, а также не имела обратного билета. Сама Васильева рассказала журналистам, что везла некие дополнительные материалы к докладу российской оппозиции по войне на Украине.
Однако представители оппозиции заявили, что никакую Васильеву они не знают, и ничего от неё не получали.
Власти Израиля в итоге решили вернуть даму в Киев.
«Оставили один на один с административным ресурсом»
Растеряв авторитет и поддержку, Елена Васильева тем не менее пробыла на Украине до сентября 2016 года и покинула её, разместив в сети пафосное заявление:
«Находясь в Украине, я встретилась с таким количеством слуг российского дракона, что длительное время они просто не давали мне продохнуть.
И впервые за долгие годы я поняла, что в моём сердце зародился страх. Страх должен присутствовать в каждом, но в сочетании с безысходностью, которую посеял этот страх, это стало невыносимым.... Одно дело — биться с Драконом, находясь у него в зависимости. Другое дело — биться с ним на стороне народа, желающего от него освободиться. Но понять, что там, куда ты приехал, большинство молчаливых соглашателей, равнодушных обывателей и/или проплаченных засланцев — это осознать было сложно... Все мы обращались в миграционную службу с просьбой предоставить нам статус. Хоть какой-нибудь статус, но слуги Дракона, забрав наши паспорта, лишь требовали уплаты штрафов за несвоевременную явку к ним. А являться надо было раз в месяц, будто ты заключённый, выпущенный досрочно. Час просрочки — штраф 510 гривен. И не важно, что ты в АТО — плати штраф».
Васильева жаловалась на то, что оказалась в информационной изоляции: «Осталась в вакууме с работающим проектом. Любого, желающего помочь, устраняли на дальнем подходе. Оставили один на один с административным ресурсом, миграционной службой, без паспорта, с временной справкой, без возможности выехать за рубеж, без возможности заработать и просто питаться».
Среди других пафосных слов о Драконе было размещено фото заявления Васильевой, в котором она просит прекратить «процедуру получения статуса беженца на Украине». То есть отказывается от того, чего ей и так не давали.
Третье пришествие Елены, или «Украинские деревни, которые требовалось уничтожить»
Те, кто знал Елену Васильеву лично, прогнозировали, что на этом её история не закончится. И вот теперь она всплыла в Финляндии, где в третий раз начала рассказывать историю про «секретные списки убитых российских солдат».
«Её блог запрещён в России, а её аккаунт на Facebook регулярно блокируется, — пишет о Васильевой Сусанна Шёстедт. — Несмотря на указ, который запрещает сбор информации, Елена Васильева неустанно продолжает искать свидетельства и различные данные. Информация поступает от волонтёров и гражданских, но больше всего — от самих военных. Они рассказывают, что они пережили, кто погиб, кто пропал без вести.
Сначала появились карты, на которых были отмечены те украинские деревни, которые требовалось уничтожить. О том, что там жили гражданские, старики, семьи с детьми, не говорилось. Многие в армии сами были в неведении, как говорит Елена Васильева.
„Русские военные могли разбомбить деревню, убить детей, — говорит Елена Васильева. — Затем приходили представители России и предлагали гуманитарную помощь. Это верх цинизма“».
Видно, что Елена Васильева в Финляндии выступает с размахом. О сожжённых русскими солдатами украинских деревнях она не решалась рассказывать даже в Киеве. Впрочем, возможно, журналисты просто не сумели отследить всё её творчество.
«На меня возбуждены уголовные дела... Я вынуждена была на время вернуться в Россию, но обнаружила слежку и выехала в Финляндию», — рассказывает правозащитница историю своего появления в этой стране.
«Я ведь и сама мать. Я всё понимаю. Когда умирает ребёнок, материнское сердце тоже умирает. Это очень тяжело», — говорит Васильева в конце своего интервью.
Интересно, сколько времени понадобится финнам, чтобы понять с кем они имеют дело?
«Пока живут на свете дураки, обманом жить нам, стало быть, с руки», — пела героиня популярного советского кинофильма. И если российские режиссёры задумают ремейк «Приключений Буратино», для них есть блестящая кандидатура на роль Лисы Алисы.