Древнерусская Гардарика. Южноуральская семья создаёт «село из прошлого»

Кирилл уверяет: такая рубашка может стоить порядка пяти тысяч рублей. © / Надежда Уварова / АиФ

«Почему-то когда к нам едут люди, все думают, что мы из лука на медведей охотимся и между собой по-старославянски разговариваем, — Кирилл Ребянский ловко рубит дрова топором с непривычно длинной рукояткой. — Или что, как дикие, полностью отказались от всех благ цивилизации. Это не так: зачем отказываться от хорошего? Смысл древнерусского поселения — не опуститься в каменный век, а возродить русскую культуру».

   
   

Всё построено без гвоздей и своими руками

Поселение, названное создателями Гардарика (скандинавское название Древнерусского государства, известного викингам в средние века, — прим. автора) раскинулось на десяти гектарах заброшенных яблоневых садов. Идейный вдохновитель исторического музея под открытым небом, плотник Александр Белоусов, историей увлекался всегда. Когда на предприятии, где он работал, раздавали земли на пустыре, взял десять гектаров. Что там будет, не думал, потому и находился заброшенный сад недалеко от трассы в запустении ещё несколько лет.

Дрова рубить умеет каждый поселенец. Фото: АиФ / Надежда Уварова

К истории, особенно Руси, тяготели с детства и оба его сына, Станислав и Павел. Собравшись с силами и мыслями, Белоусовы и их друг, историк Кирилл Ребянский, взялись за дело.

Женщины тоже носят старорусские наряды. Фото: АиФ / Надежда Уварова

«Здесь почти всё своими руками сделано, — Кирилл в древнерусской рубахе с вышивкой следует в деревянную избу. Чтобы войти, низко наклоняет голову: дверные проёмы высокими не бывали никогда. В избе тепло, даже жарко — от пылающих дров в печи. Окно непривычное, состоящее из четырёх небольших округлых прорезей. — Почти специалистов не привлекали. Друзья приезжали, поработали, помогли, не без этого».

Избы строятся, как положено, без гвоздей. Фото: АиФ / Надежда Уварова

Изба, по словам Ребянского, типична для 9-11 веков. Никаких излишеств — лавки, на которых отдыхали мужики после работы, посередине обеденный стол. На полках под потолком — посуда, из которой ели.

   
   

«Всё древние славяне продумали до мелочей, — говорит Ребянский. — Есть жилище типа землянки, оно недалеко здесь, тоже реконструировали, там два этажа нар, то есть жить может целая небольшая семья. Строить стараемся без единого гвоздя, как издревле на Руси делалось, по уму. Но опять же, если это необходимо, не отказываемся совсем от современных методик».

Внутри в избах всё предельно просто. Здесь только ели и спали в древности, объясняют поселенцы, потому никакие излишества не предусматривались. Фото: АиФ / Надежда Уварова

Единственное, что в избе современное, — печь. В 9-11 веках избы топили «по-чёрному», объясняет Ребянский, а с таким отоплением жить очень сложно.

Чуть поодаль, огороженные деревянной изгородью, стоят колья, на которые навешаны щиты. Это, выражаясь современным языком, тир. Раньше на подобном средневековом стрельбище могли тренироваться воины в стрельбе из лука или молодецких забавах.

Древнерусский «тир». Фото: АиФ / Надежда Уварова

Хитрость от мышей и крыс

Недалеко от избы, буквально в нескольких метрах, расположился деревянный домик сродни тому, что в сказках Бабе Яге принадлежал. Эта избушка на курьих ножках называется лабаз. В таких деревянный сооружениях на Руси хранились домашние припасы, начиная от собранного урожая и заканчивая тем, что хотелось спрятать от мышей и излишней влаги на земле.

Лабаз. Издавна в таких домиках на ножках хранились крупы и заготовки на зиму. Фото: АиФ / Надежда Уварова

«Вот эти ножки у лабаза не зря резные, — Кирилл не перестаёт восхищаться сноровкой и находчивостью наших далёких предков. — У мыши и крысы не хватит ума обежать стороной вот эту выемку, вырубку глубокую на ножке, — Ребянский показывает, как дерево сначала сужается, а потом резко расширяется, — мышь, ударившись головой, убегает. Всё, урожай сохранён. Хоть у нас и живёт кот, который отвадил грызунов, всё же лишним это не будет».

Сарай для хранения инвентаря. Фото: АиФ / Надежда Уварова

В полуземлянке рядом с лабазом может жить целая семья. Постройка сделана из брёвен, — именно так и строили десять веков назад. Здесь несколько раз ночевали и сами создатели Гардарики. Даже зимой не холодно, хотя спали прямо на деревянных нарах, набросав на них тряпки. Но это — небольшие избы. Уже готов сруб главной мечты Белоусовых — дружинного дома. Сруб 8 на 9 метров, засыпанный ослепительно белым мартовским снегом, станет частью крепости, или детинца. Будет тут и своя смотровая площадка. В таких огромных домах жили воины, охранявшие мирных жителей, живущих в соседних селениях, от набегов варваров.

На входе в поселение гостей встречает древнерусский воин. Фото: АиФ / Надежда Уварова

Гости из всех волостей

В Гардарике сегодня экскурсия. Школьники, чтобы попасть на поселение, топают ножками с километр пешком: никакой автобус от трассы вглубь садов не проедет. Зато здесь их научат разводить костёр, не используя спичек, пилить и рубить дрова двурукой пилой, чтобы не порезаться, играть в древнерусские игры.

Приехавших на экскурсию школьников научат и разводить огонь без спичек, и пилить дрова, не порезавшись. Фото: АиФ / Надежда Уварова

«Вчера к нам приезжали китайские туристы, — говорит Ребянский. — Я их водил, объяснял, что это — реконструкция Древней Руси. Многие, кто приезжает, спрашивают, а где у вас тут медведи? Почему не ходят по дорогам? Где вы моетесь? Хотя баня вот она, перед глазами. Видимо, хочется видеть то, что видишь».

Это не чайник, а умывальник. В Древней Руси такие использовались в тёплое время года, умываться могут сразу двое. Из каждого носика чайника при раскачивании идёт вода. Фото: АиФ / Надежда Уварова

А медведь здесь действительно есть. Правда, ненастоящий. Иногда им наряжается единственный постоянно живущий в поселении смотритель. Когда несколько месяцев назад Белоусовы объявили «кастинг» на должность сторожа, откликнулись человек пятьдесят. Антон Павлов из Екатеринбурга написал первым, уволился с работы и приехал сюда, чтобы жить. Вдали от людской суеты и современного мегаполиса.

«К нам постоянно приезжают экскурсии, — разжигая костёр, говорит Павел Белоусов. — Сейчас будем варить старинный сбитень, напиток с мёдом. На Руси его только мужчинам доверяли готовить, таков обычай. Приезжают местные, иностранцы, дети, взрослые. Мы не ставим себе задачу «окунуть» их в прошлое, а мечтаем возродить интерес к истории, традициям Руси, быту. Музей — это не пыльные скучные экспонаты, которые потрогал руками и забыл. Нужно именно вжиться в историю».

Здесь деревянные дома у всех — и у животных, и у людей. Фото: АиФ / Надежда Уварова

В планах у Белоусовых — строительство конюшни, наковальни и детской площадки. Основатели музея не сомневаются, что смогут приобщить к истории ещё больше интересующихся. Для этого, говорят, не жалко ни трёх лет жизни, ни труда при любой погоде под открытым небом, ни жизни вдали от обычных людей.

Смотрите также: