Валерия Федякина перестала выходить на связь в середине сентября. До этого момента она вела очень активный, в том числе и светский образ жизни. Например, по ее заявлениям, в сентябре она планировала принять участие в крупном криптосаммите, проходящем в Москве, посетить этап гонки «Формула-1» в Сингапуре и выставку элитных пород лошадей на ВДНХ.
А в июле Федякина была почетным гостем на церемонии награждения премии Fashion Summer Awards 2023 — одном из главных светских событий года. Там лилось рекой французское шампанское, и ведрами подавались красная и черная икра, а компанию Валерии составляли Филипп Киркоров, Дима Билан, Яна Рудковская, Дмитрий Маликов и другие представители столичного бомонда.
В публикациях Валерия представлена как «криптоэксперт, эксперт по блокчейн-технологиям, IT-специалист, основатель компании-холдинга в сфере консалтинга по криптовалютному рынку Bitmama Group». Она пишет рецензии на специализированные книги, у нее берут комментарии профильные СМИ. Но ни сама девушка, ни ее «холдинг» даже не зарегистрированы в качестве юридических лиц.
Есть предположение, что образ «королевы крипты» создан пиар-агентством Анны Колесниковой.
«Валерия Федякина, более известна как BITMAMA — пример личного бренда, который приносит сотни тысяч долларов и доверие на миллионы долларов», — с гордостью написала Колесникова на странице своего сайта, посвященного проекту Федякиной. Однако сейчас этой страницы нет. Видимо, ее удалили после задержания Федякиной. Впрочем, она все еще доступна в кэше Яндекса.
Девушка из Крыма
Валерия была задержана после того, как один из ее клиентов передал ей почти 7 миллиардов рублей наличными для последующего вывода их за границу, но заподозрил, что его деньги присвоены. Как пишут СМИ, Федякину 15 сентября задержали, а потом и вовсе отправили под арест в СИЗО, несмотря на ее шестимесячную, как пишут СМИ, беременность. И клиент с 7 миллиардами — лишь один из многих. А сколько всего денег зависло у Битмамы — это еще предстоит подсчитать.
Как 28-летней «девушке из ниоткуда» могли доверять такие крупные суммы?
Aif.ru вышел на человека, которых хорошо знал Федякину и был в курсе нюансов ее деятельности. На условиях анонимности финансовый эксперт согласился рассказать о фигурантке этого скандала.
«Валерия, несмотря на свою внешность красивой куколки, действительно хорошо разбирается в крипте, — говорит эксперт. — Но как она за 3 года из криптоэксперта превратилась в „обнальщицу“, я не знаю».
По его словам, схема, по которой работала Федякина, проста: она принимала наличные деньги в России, а выдавала наличку за рубежом — через своих агентов. Именно так и выводятся деньги в офшоры. Офис девушки находился в «Москва-сити».
«Таких обменников — десятки по всей Москве, — утверждает эксперт. — И их хозяева очень серьезные фигуры, а не девушки из Крыма, как Валерия. Она была лишь наемным работником, витриной, ширмой».
По его предположению, случившееся с Федякиной — это или происки конкурентов, или месть работодателей за какое-то прегрешение. Но также не исключено, что девушку действительно «переклинило» и она решила присвоить миллиарды и скрыться с ними в надежде на безбедную жизнь где-нибудь на островах.
30 миллионов долларов в день
«Практика вывода капиталов за рубеж в России практиковалась с 90-х годов прошлого века, — объясняет Хаминский. — Раньше этим занимались обычные банки — через них проводились тысячи теневых операций. Тогда еще не было механизмов государственного контроля».
Потом, по словам эксперта, эту функцию взяли на себя инвестиционно-финансовые компании, созданных при тех же крупных банках: для VIP-клиентов они предлагали услугу вывода средств в офшоры посредством заключения липовых договоров на покупку валюты, акций или услуг. Параллельно этим компаниям работали и игроки на черном рынке, так называемые «теневые обменники». За свои услуги они брали комиссию раз в пять меньше, чем эти инвест-компании, дорожащие своей репутацией. Поэтому некоторые клиенты пользовались их услугами, хотя это и было рискованно.
«Но с началом СВО в прошлом году Россию отключили от SWIFT — международной межбанковской системы передачи информации и совершения платежей, — продолжает Хаминский. — Прежними способами переводить деньги стало невозможным. И тогда в полный рост выпрямились эти самые „теневые обменники“, работающие через криптовалюту. Представителем одного из таких обменников и была Валерия Федякина».
Что же произошло? Эксперт объясняет, что если конкуренты Валерии конвертировали деньги сразу, то она сама выдерживала паузу — день, два, а потом, как пишут СМИ, и все четыре-пять. То есть, держала эти деньги у себя. И если другие обменники выводили средства за определенную комиссию, то Федякина, наоборот, сама платила вознаграждение своим клиентам — 1% от суммы «перевода». Это делалось для привлечения клиентов и для того, чтобы они закрывали глаза на задержку в несколько дней.
«Если, как пишут СМИ, оборот Федякиной составлял 30 миллионов долларов в день, то за эти четыре дня у нее могло накопиться 120-150 миллионов долларов, — акцентирует Хаминский. — То есть она специально увеличивала интервал задержки, чтобы скопилась крупная сумма, и ждала какого-нибудь особо крупного клиента. Ну и дождалась».
Скостят срок?
По мнению Александра Хаминского, девушка могла сама разработать эту схему. Также она могла действовать по распоряжениям некоего «серого кардинала». Почему же на представительскую роль была выбрана красавица Федякина, а не брутальный мужик в костюме? По словам эксперта, красивой девушке гораздо быстрее доверят кучу денег, чем мужчине. Это простая психология.
Третий вариант — Федякину могла «кинуть» криптобиржа.
«Эти деньги же нужно было где-то хранить, — поясняет эксперт. — Не в чемодане же. Их хранят в криптокошельках, расположенных на криптобиржах. Хозяин этой криптобиржи, догадываясь о намерении Валерии присвоить эти деньги, решил опередить ее и украл их, зная, что в полицию девушка точно не побежит».
Кстати, одним из ключевых клиентов пиарщицы Анны Колесниковой, помимо Федякиной, является и криптобиржа, которая также располагается в «Москва-сити».
Сейчас, как пишут СМИ, Валерия Федякина находится в СИЗО. Уже после ее ареста в полицию обратилась еще одна потерпевшая. Правоохранители не исключают, что число их будет расти. Девушке вменяют мошенничество в особо крупном размере. Максимальное наказание по этой статье — 10 лет лишения свободы. Но если Валерия действительно беременна, ей могут скостить срок.