Супружеские разведывательные пары - изобретение советской разведки. На Лубянке считали, что от обычных брачных союзов их отличает абсолютная психологическая и идейная совместимость мужа и
От Африки до «Родины»
- Её фактический стаж в разведке насчитывал 48 лет. А сама она дожила только до 78.
Африкой дочку окрестил отец-испанец, романтик и опальный офицер, которого за несогласие с монархическим устройством Испании сослали в Марокко. В знак благодарности Африканскому континенту, приютившему его с семьёй, он дал столь оригинальное имя дочери, родившейся там 26 апреля 1909 г. Её судьба шла по традиционной для тех лет колее: испанская монастырская школа и колледж (семья вернулась в Европу), неудачный брак и развод. Чтобы после развода не умереть с голоду, Африка пошла работать на ткацкую фабрику. Там, в среде рабочих, она прониклась идеями коммунизма, в 1933 г. вступила в компартию и приняла участие в вооружённом восстании горняков Астурии. Уже тогда соратники-мужчины подшучивали над ней, удивляясь её отчаянной храбрости: «Африка, умерь прыть, а то доконаешь своего ангела-хранителя». В 1936 г. в Испании началась гражданская война, Африка сражалась на стороне республиканцев против войск диктатора Франко. Тут-то отчаянную испанку и приметил наш резидент в Испании Фельдбин. Проверив девушку и убедившись, что «соответствует», генерал завербовал её под псевдонимом Патрия, что в переводе с испанского означает «Родина». А в 1938 г. её по тайным каналам ОГПУ вывели в СССР.
Любимая радистка
Когда началась Великая Отечественная, Африка горела желанием пойти на фронт, чтобы отомстить фашистам за поражение республиканцев в Испании, но такую дюймовочку не брали. Однако боевые товарищи замолвили слово, и она оказалась в медицинском взводе бригады НКВД. А в мае 1942-го - радисткой в диверсионно-разведывательном отряде НКВД «Победители». «В июне 1942 г. нас выбросили на парашютах в оккупированной Западной Украине, - вспоминала потом полковник Африка. - Бойцы меня знали как Марусю. Работала в основном с Николаем Кузнецовым, но тогда ещё не знала, что он именитый разведчик. Кузнецов меня так и называл - «моя радистка». Обе зимы в партизанском отряде я страдала от холода. Однажды в мороз за 30 градусов я в присутствии Кузнецова работала «на ключе» - и меня стала бить дрожь. Тогда Николай Иванович снял с себя свитер и надел на меня - с головы до пят укуталась. А ещё он мне подарил кашемировую шаль, чёрную с розовыми цветами (где только взял?!), и я чувствовала себя королевой…»
За выполнение боевых задач Африку наградили орденом Отечественной войны, орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу» и «Партизану Отечественной войны» I степени.
Муж по разнарядке
В конце войны Африка быстро освоила ремесло разведчика-нелегала и в январе 1946 г. была направлена в Париж, однако уже через 2 года её перебросили в Уругвай. В Монтевидео она превратилась во владелицу салона французской моды. Благодаря обаянию хозяйки салон быстро стал популярным местом сбора жён и любовниц высших офицеров, чиновников, дипломатов, бизнесменов. Одним словом, в заводь, где разведчица ловила «рыбу» - выискивала потенциальных кандидатов на вербовку. Делала она это настолько успешно, что получила второй орден Красной Звезды и вторую медаль «За отвагу». В 1956 г. боссы с Лубянки решили, что эффективность разведки в Южной Америке нужно повысить, и приступили к реализации плана «Супружество». Кандидатом в мужья выбрали итальянца по происхождению Бертони с оперативным псевдонимом Марко. Тот, как и Патрия, пострадал на родине за борьбу с фашистами в середине 20-х гг., перебрался в Советский Союз и вскоре стал кадровым сотрудником внешней разведки. Ей 47, ему 50, оба дослужились до полковничьих звёзд. Идеальный вариант! Не беда, что будущие муж и жена даже не подозревали о существовании друг друга. Марко показали фото Африки в разных ракурсах, обрисовали жизненный и боевой путь, черты характера. Тот ответил просто: «Согласен. Танго в одиночку не танцуют». С Патрией действовали более тонко. Направили радиограмму, где предписывали ей встретиться в Генуе с «итальянским коллегой». И в конце депеши приписали: «Допускаем, что ваши рабочие отношения могут дополниться личными. Ваше мнение?» На провокационный посыл Центра она ответила аргентинской поговоркой: «Никогда не приглашай на танец сидящую женщину - она может оказаться хромой». Но сближение не отвергла.
Воплотив в жизнь план «Супружество», руководство внешней разведки с удовлетворением констатировало, что с образованием разведывательного тандема Марко - Патрия результативность уругвайской резидентуры заметно возросла. Прикрытием для супругов стала торговля антиквариатом. Скупая и продавая старинные вещи, они обзавелись полезными связями среди власти и элиты. В том числе провели конспиративные встречи с Сальвадором Альенде, в ту пору сенатором парламента Чили, и с Эрнесто Че Геварой накануне его отплытия на яхте «Гранма» с отрядом Фиделя Кастро для захвата власти на Кубе.
Брак по разнарядке оказался счастливым: 8 лет взаимной любви и уважения. Всё рухнуло 1 сентября 1964 г. вслед за скоропостижной смертью полковника Бертони. Несмотря на горе, Африка ещё 3 года успешно работала в Южной Америке.
В марте 1976 г. за особые заслуги Африке была вручена высшая награда Советского Союза - орден Ленина. Из почти 3 десятков рассекреченных женщин-разведчиц подобную награду имели только двое - она и писательница Зоя Воскресенская.
8 марта 1988 г. руководители разведки должны были вручить Африке нагрудный знак «Почётный сотрудник госбезопасности». За пять часов до их приезда она скончалась в своей квартире.