Запоздалая помощь. Пострадавшие от паводка ждут денег и считают дни до зимы

Жителям Дальнего Востока везёт: их еще не замело и морозов пока нет. © / Алексей Витвицкий / АиФ

«Где деньги?» - это самый распространённый вопрос на Дальнем Востоке. До 15 октября денежные выплаты за утрату имущества первой необходимости должны были быть завершены. «Наверх» отосланы соответствующие отчёты, а «внизу» многие ничего не получили. Дошло до того, что жители п. Тыгда Амурской обл. штурмом взяли здание местной администрации, требуя выплат. По словам пострадавших, деньги получила только местная элита - сотрудники администрации, их родственники и предприниматели.

   
   

Оказалось, что Н. Мамутин, глава посёлка, был в числе первых, кто получил компенсацию. Ему и ещё нескольким десяткам его приближённых заплатили за потерю урожая на участке. А потом выяснилось, что урожай в список утраченного имущества не входит. Но не возвращать же деньги! Остальным цинично сказано: «Подавайте в суд».

- Как же так?! - возмущается жительница г. Белогорска Амурской обл. Ольга Шевкунова. - Комиссия признала мой дом непригодным для проживания, обещали выплатить по 10 тыс. руб. на каждого члена семьи (всего 30 тыс). Заняла денег, подлатала часть дома, чтобы было где ждать нового жилья, думала, выплаты получу и отдам долги. А тут, как услышала выступление губернатора О. Кожемяко, что все компенсации выплачены, аж давление скакануло! Я же ничего не получала! Где мои деньги? 

Впрочем, после шума в СМИ деньги на счета пострадавших стали поступать. 

В Хабаровском крае «счастливцами» оказались те, кто больше всех по­страдал и чьи дома признаны непригодными для проживания. Но таких «удачливых» - треть от числа пострадавших. Остальные две трети - те, чьё жильё признано «годным». Это дома, подвалы и стены в которых сырые, загаженные и покрытые грибком. В Хабаровске работы по откачке воды худо-бедно идут. А в Комсомольском районе края сотни домов продолжают стоять с затопленными подвалами. Ударят морозы - дома затрещат по швам.

   
   

- Людям раздали тепловые пушки для сушки стен, а помпы для откачки воды не дали. И что делать? - спрашивает Татьяна Кравченко, комсомольчанка.

На горе даже пытаются нажиться. Так, две пенсионерки из п. Новый Мир жаловались, что им на время восстановления домов предложили пожить в вагончиках... за 600 тыс. руб.

Власти на многочисленных заседаниях говорят одно: чтобы дать средства, надо собрать комиссию, составить акты, отправить их на согласование, затем просить денег, а потом их ждать. Просто так ни государственных, ни собранных на благотворительных акциях денег не дадут. И это правильно. Но преступно, когда на это уходят недели! Ведь на носу зима. Так нельзя ли чиновникам работать быстрее, банкам - незамедлительно переводить деньги? Или опять всем миром будем спасать сограждан - теперь уже от снега и холода?

Кстати
По данным полпредства президента в Дальневосточном федеральном округе, от паводка пострадали 168,1 тыс. человек, 2,5 тыс. живут в пунктах временного размещения, 2,25 тыс. домов не подлежат восстановлению. Чтобы построить дома, надо спросить каждого пострадавшего, где бы он хотел жить, потом межевание, прокладка коммуникаций, стройка... Власти собираются закончить этот процесс до следующей зимы. Проблема ещё и в том, что жители утонувших деревень не хотят отказываться от своих домов и участков. Пусть там нельзя жить, но ведь своё... А власти боятся, что пострадавшие получат новое жильё, продадут его и снова поселятся в низинах. А вдруг новое наводнение?