Дети-вундеркинды: мы никому не нужны

   
   

Вспомним тех, кто в последние годы был на слуху. Сёстры Диана и Анжела Князевы стали студентками Института международных экономических отношений, когда первой было 10, а второй 11 лет. Школьную программу девочки освоили на дому с помощью мамы и папы. Вуз они окончили за три года, но оказалось, что специалисты по международной экономике 13 и 14 лет не нужны. Сёстры пошли получать второе высшее - юридическое. И опять ни в одной конторе не потребовались дети-юристы. Затем совет ректоров России направил девочек учиться в Стэнфордский университет в США. Программу двух лет они одолели за год. И снова, в 16 и 17, они не смогли предложить знания кандидатов наук ни одному работодателю. Лишь получив докторские степени, уже взрослые девушки стали читать лекции американским студентам в одном из университетов штата Нью-Йорк.

Мальчик-силач Брюс Хлебников, сопровождаемый мамой всюду, побывал в том числе и в «АиФ», где на пресс-конференции рвал руками толстые отрывные календари и надувал, как воздушные шары, резиновые грелки. Одно из его достижений - сдвинутый с места самолёт, привязанный за волосы самого Брюса. Когда в 4 года Брюс поднимал тренера, это восхищало, а когда взрослый парень делает то, что могут и другие взрослые силачи, интерес зевак тает.

Не стала гениальной пианисткой Полина Осетинская, блиставшая на международных конкурсах с 10-летнего возраста. Её папа однажды перегнул палку, заставляя дочь силой репетировать. И пятнадцатилетняя Полина ушла из дома. Нет, она не бросила музыку, гастролирует, но её имя не стоит на одной ступени с Евгением Кисиным, который считался вундеркиндом в одно и то же с Полиной время, в 80-е годы прошлого века.

Многим известна трагическая судьба юной поэтессы Ники Турбиной. С четырёх лет девочка надиктовывала маме полные недетских переживаний стихи. Но, когда она перестала быть «маленьким чудом», интерес публики угас. Привыкшая к популярности и не получая желаемого, Ника стала неуправляемой. Наркотики, вино, попытки самоубийства. Она погибла, упав с подоконника. Ужасна и судьба математика Павла Коноплёва, который к 18 годам окончил университет и поступил в аспирантуру МГУ. Сильнейшие эмоциональные и интеллектуальные перегрузки подорвали здоровье, всё закончилось психиатрической больницей. Павла уже нет в живых.

Плод амбиций

Психологи, изучающие вундеркиндов, утверждают, что только 10 процентов юных дарований развивают свой талант настолько, что и во взрослом возрасте становятся выдающимися профессионалами.

Суперребёнком быть очень тяжело. Надо постоянно оправдывать чьи-то ожидания, чаще всего родителей. Заметив способности у малыша, многие мамы вкладывают в развитие чада не только средства, но и жизнь, особенно напирая на то, чтобы ребёнок интеллектуально опережал сверстников. Поэтому часто вундеркинды - не чудо природы, а плод родительских амбиций.

   
   

Огромная одарённость, гениальность - это отклонение от нормы в строении мозга, психике. Выдающийся генетик В. Эфроимсон утверждает, что одарённость даётся одному из тысячи, развивается у одного из миллиона, а настоящим гением становится один из 10 миллионов. Цифры эти, конечно, условны. Если б они были истиной, то сейчас на планете насчитывалось бы по меньшей мере несколько миллионов гениев.

Набор генов, дарующих талант, безусловно, передаётся по наследству. Его нельзя взрастить только усиленными занятиями. Если он есть, то всё равно прорвётся наружу. Родители настоящих гениев, как правило, не прилагают чрезмерных усилий к обучению своих детей. Пушкин, Паскаль, Ломоносов, Эйнштейн, Ландау, Билл Гейтс и самый популярный математик нашего времени Григорий Перельман пробились к славе сами. Виктория Юркевич, известный детский психолог, долгое время изучающая одарённых детей, утверждает, что в 4 года ребёнок обнаруживает половину своих интеллектуальных способностей, которые проявятся позже, в шесть лет - 70 процентов, а в восемь - 90.

- Не стоит отбирать у одарённых детей детство, - говорит Елена АВДОТЬИНА, доктор педагогических наук. - Из 90 процентов вундеркиндов вырастают в конечном итоге обыкновенные люди. Не стоит никого заставлять взрослеть раньше времени. Это расшатывает психику детей. Завышенная самооценка, желание всегда и во всём быть первым мешают им заводить друзей. Они не имеют опыта общения в коллективе, не знают законов общественной жизни. Став взрослыми, не могут наладить личную жизнь. Потому что и в семье, и в коллективе надо уметь считаться с чужими интересами. Людям, с детства считающим себя исключительными, это делать трудно. Они не умеют проигрывать и всегда жаждут похвалы. Поэтому, когда мне демонстрируют гения, читающего в три года, я говорю родителям: не ломайте жизнь ребёнку. Кстати, самые приспособленные к жизни люди - троечники. Они умеют не тратить силы там, где не надо, быстро ориентироваться в житейских ситуациях. И часто в карьерном росте опережают талантливых людей.

Никитины

Много лет страна следила за экспериментом педагогов Никитиных. Их семеро детей в 4 года знали таблицу Менделеева, писали стихи, читали вместо сказок учебники физики, ходили босыми по снегу. Кем стали дети популярных педагогов? Алексей - дизайнер по электронике, живёт в Лондоне. Антон - завлабораторией, химик. Ольга - юрист. Анна - медсестра. Юлия - библиотекарь. Иван - коммерсант, распространяет развивающие игры Никитиных. Любовь - домохозяйка. Ничего особо выдающегося в их карьерах нет, скажете вы. Это так. Зато у всех в семьях от двух до семи детей. Это прекрасно.

 Мы все хотим счастья детям. Счастье - это здоровье, крепкая семья, уважение окружающих. В судьбе гениев это часто отсутствует. Если ваш ребёнок - оптимистично настроенный  троечник, может быть, это и есть счастье? Учёные,  во всяком случае, в этом уверены.

Смотрите также: