Сиреневый туман
…Ксения приехала работать на Валаам двадцать пять лет назад: «Впервые в жизни летела на вертолёте - в начале 80-х воздушное такси курсировало между Валаамом и Большой землёй дважды в неделю. Мне разрешили взять на борт мою немецкую овчарку Майгу. Был апрель, я - в плаще и туфельках. Приземлились, а на острове - снега по колено. В местном общежитии впервые в жизни увидела печку и дрова. Было очень холодно, я затопила, но никто не предупредил, что надо убирать заслонку, поэтому чуть не угорела сама и не уморила людей в соседних комнатах. Побежала искать туалет и нашла «деревенские дырки». Прибавьте к этому туман на улице, нескончаемый и вязкий, как оказалось, он всегда такой в апреле. Тоска! Я решила бежать отсюда следующим авиарейсом».
Но из-за тумана вертолёты не летали две недели. И Ксения в первой половине дня ходила на работу в музей, а во второй вместе с верной Майгой исследовала остров площадью 30 кв. км. «Мне одолжили резиновые сапоги и телогрейку, я бродила по лесу и распевала песни. Впервые увидела, как распускаются подснежники! Увидела золотые сосны на закате, голубой снег, потому что в нём отражалось небо... Почувствовала удивительную свободу и покой. Это же остров - со всех сторон вода. Чувствуешь себя защищённой. Как птенчик в ватном коконе, как у Христа за пазухой». Эти две туманные недели остров по капле «вливался» в Ксению, как оказалось, чтобы остаться в ней навсегда.
- А как вообще вас занесло на остров?
- Мои родители артисты (мама Тамара Румянцева, отец Эммануил Виторган. - Ред.), однако после окончания школы я поступила в училище секретарей-референтов - взяла год на раздумье, но бездельничать не хотела. Окончила его с красным дипломом и получила право самой выбрать место двухмесячной практики. В списке был Валаам. Остров?! Прекрасно, значит, я еду туда.
Когда практика закончилась, в поселковой администрации Ксюше предложили занять место директора местного ДК: «За тобой дети вереницей всё лето ходили. Оставайся». Нужно было позвонить маме, поставить её в известность: «Родители развелись, когда мне было 5 лет. С этого возраста мама воспитывала меня одна. Всегда с уважением относилась к моим поступкам. И в этот раз не стала отговаривать».
«Мама-рама»
Ксения встала у руля сельского культпросвета, когда на острове на 600 жителей приходился один-единственный чёрно-белый телевизор. Работали почта, больница, лесхоз, пожарная часть, детский сад, школа, реставрационные мастерские, музей-заповедник. Из развлечений только танцы. И вдруг: «Кто хочет играть в театре?» Это произвело фурор. Ксюша открывала таланты даже в суровых пожарных. Они приходили на репетиции с рацией на поясе, из которой доносилось: «Пятый, пятый! Приём». Клуб стал самым модным местом острова. А Ксюше все твердили: «Тебе прямая дорога в режиссёры!»
И Ксения поехала в город поступать в институт. Но вместо этого встретила первого мужа, родила дочку. Муж учился в Ленинграде, Ксения нянчила маленькую Сашу. «Через полгода я поняла, что без Валаама мне плохо физически, - вспоминает она. - Съездила на остров, вернулась к мужу. Потом через полгода опять съездила на остров. Опять вернулась. А через два года сказала: «Хочу обратно на Валаам». - «Что? Из Петербурга?»
Муж решил, что это какие-то закидоны. А Ксюша собрала вещи и вернулась на остров. Там её встретил свежеотремонтированный Дом культуры. И всё закипело снова. Днём - домашние заботы, а вечером - сбор «могучей кучки»: электрик, пожарный, девушка с почты, два пенсионера, учительница и заведующая детским садом. Участники народного театра репетировали до седьмого пота и поздней ночи. Тогда, в 90-е годы, электричества на острове практически не было. Поэтому клуб островитяне называли «лучом света в тёмном Валаамском царстве». Особенно зимой. А летом на театральные премьеры ДК ходили не только местные жители, но и многочисленные гости, среди которых известные всей стране артисты, высокопоставленные чиновники. «Наш ДК официального названия не имеет, но мы про себя называем его «Не ожидали!», потому что народ обычно после спектакля говорит: «Не ожидали такого от сельского ДК!»
Артисты называют Ксению «Мама-рама»: театральная студия называется «Окно», а Ксения - рама этого окна. А ещё она ко всем относится с такой любовью, как родная мама. Вот и прижилось прозвище... Танцы в ДК преподаёт дочка Ксении Саша, она окончила хореографическое отделение Карельского колледжа культуры и вернулась к маме на остров. Всего в клубе более 10 кружков и студий для детей и взрослых. И это на несколько сотен жителей! Есть прекрасный тренажёрный зал и современная киноаппаратура. Всё бесплатно - в ДК не существует товарно-денежных отношений. «Нам очень помогает возрождённый Валаамский монастырь. Православный центр «Свет Валаама» несколько раз вывозил всех детей острова на юг. Недавно подарили клубу ноутбук. Всего не перечислишь».
«Мне повезло»
О том, что Ксения - близкая родственница известного актёра, местные жители даже не догадывались. Сама Ксения долгое время, когда видела отца на экране, переключала канал. Их отношения прервались, когда ей было 5 лет. Потом он приехал к ней на свадьбу, когда ей было 21. И опять более десяти лет тишины... Дочь и сын Ксении (Никита родился на острове в браке с местным жителем. - Ред.) не догадывались, кто их дед. И были очень удивлены, когда в 2002 году в Москве (Ксения повезла детей посмотреть столицу) на вокзале их встретил Эммануил Виторган и повёз к себе домой. «Перед этой поездкой я набрала номер отца и сказала, что мы будем в Москве. И он, если захочет, сможет познакомиться с внуками. Это было уже после смерти его второй жены Аллы Балтер. Отец принял нас дома со своей нынешней супругой Ириной. Наше сближение произошло именно благодаря ей. При Алле такое невозможно было представить. За последние годы и Саша, и Никита по нескольку раз гостили у дедушки в Москве».
Жильё Ксении на Валааме - всё тот же ДК, квартира находится прямо в нём: «Спустил ноги с кровати - и ты уже на работе». По вечерам здесь собираются островные актёры. Горячо обсуждают постановки мюзиклов «Доктор Айболит» и «Снежная королева», спектаклей Пушкина и Мольера. Ксения выпускает в своём ДК по пять (!) премьер в год. На первых представлениях в зале на 100 мест не протолкнуться. «Мне очень повезло, - говорит она. - Бывает, люди всю жизнь ищут место, где им хорошо. А я нашла его в 18 лет и не ошиблась».
Смотрите также:
- Смилуйся, судьба: через 30 лет сёстры-близнецы нашли, но не приняли друг друга →
- Мелодия для саксофона. Дыхание души Вероники Кожухаровой →
- Алёна Иванова: «Я украла твоего сына» →