Михаил Жванецкий: страна ходит вперёд-назад, как маневровый состав

Михаил Жванецкий. © / www.russianlook.com

Известный писатель-сатирик Михаил Жванецкий 2015 год начал с совсем непростых вопросов ведущего программы «Дежурный по стране» Андрея Максимова.

   
   

А было-то хорошо!

Андрей Максимов, «АиФ»: Итак, 2015 год настал. Как вам кажется, Михаил Михайлович, в каком состоянии и настроении мы будем встречать 2016-й?

Михаил Жванецкий: Когда становится хуже, ты вспоминаешь: а когда было хорошо? И понимаешь поневоле: коррупция, эти взятки, борьба с пробками, когда мы всех водителей и прохожих считали сволочами, - это было хорошо. Тупость по телевидению, пошлость, юмор тяжёлый - это было хорошо. По сравнению с тем, как сейчас, оказывается, всё было не так уж и плохо у нас! Но наших человеческих переживаний хватит на месяц-два. Потом привыкаешь. Как мы привыкли ко всему. Я уже переживаю четвёртую-пятую девальвацию! Страна же всё время вперёд-назад, вперёд-назад, как маневровый состав, ходит... И не понимаешь - «вперёд» сейчас или «назад»! Сейчас пока терпеть ещё можно, но что будет завтра?

Я не знаю, как мы встретим 2016 год, кто из нас его встретит. Но, по крайней мере, сейчас мы знаем точно: 2014 год кончился, и это большой праздник! Он скончался! Я вас поздравляю! 

На старый Новый год можно было напиться - теперь нам разрешено пить наше отечественное вино. Хотя, по мне, отечественное вино - это как болт с метрической нарезкой вместо дюймовой. Но зато - своё!  

Коллаж АиФ/ Андрей Дорофеев

- Я встречался со своими друзьями-банкирами, спросил, могут ли они объяснить, почему так упал рубль? Мне ответили, как в анекдоте: «Объяснить можем, понять - нет». Поэтому вопрос к вам, мудрому человеку: почему случился такой обвал рубля? 

- С ума можно сойти, у него друзья - банкиры, и он меня спрашивает! Ну, у меня тоже есть один профессиональный экономист. Слесарь-авторемонтник. Он сказал очень просто: «Михаил, к подорожанию мы приспособимся. А вот если будет болтанка с рублём туда-сюда, мы будем нервничать, а это очень плохо для страны». И он абсолютно прав. Приспособиться можно только к тому, что установилось. Хотя, конечно, президент говорит, что он спокоен. Это его задача, и я его понимаю… 

   
   

В позе барана

- И чем всё закончится, Михаил Михайлович?

- Ввиду того что происходит и с нефтью, и с рублём, надо договариваться. Поза такого барана (которого мы в честь года Овцы часто видим теперь на уличных плакатах в Москве) уже не подходит. Уже надо что-то менять. Крым теперь уже наш. Но есть ещё Таллин, Вильнюс, Рига, есть ещё куча городов «ненаших»... И что же нам теперь делать?.. (Жванецкий делает паузу и иронично улыбается.) Мне кажется, мы должны как-то с ними взаимодействовать - без этого просто не обойтись. Хотя бы потому, что не можем пока обойтись своими товарами. 

По поводу импортозамещения. У нас была в Одессе такая пошивочная фабрика Розы Люксембург. Шила пальто и в буквальном смысле слова очень подчёркивала фигуру: худых она худила, кривых она кривила, хромых - хромила... Все, кто находил у Розы Люксембург своё пальто, вызывали огромное сочувствие, сострадание. Но зато она была правдивой, эта фабрика. Не надо ей уподобляться в этом правдолюбии. Надо, чтобы мы, как прежде, могли одолжить деньги, закупить то, чего нам сейчас не хватает. Мне кажется, нам сейчас необходимо с этого поля боя отойти в сторонку и как-то договариваться. Даже в футболе договариваются! Казалось бы, это игра! И всё-таки есть договорные матчи. Значит, нам надо разговаривать с Западом, чтобы и мы и они согласились на ничью. 

Тем более в 2018 году мы ждём у себя мировой чемпионат по футболу. И надо, чтобы приехали народы и президенты, чтобы они все собрались на футбольный матч. И важно, чтобы настроение царило нормальное. Хотя с этим, скорее всего, проблем не возникнет. В футболе мы не обречены быть первыми, поэтому будем вести себя по-человечески, не станем шуметь по поводу наших успехов. А это очень успокаивает окружающих - когда мы ведём себя мирно. 

Других советов у меня нет. Я надеюсь, что здравый смысл возобладает и, вместо того чтобы ждать импортозамещения в еде и продуктах, мы будем потихоньку начинать переговоры… Но пока, как я уже говорил, терпеть ещё можно... 

Ответы Михаила Жванецкого на другие вопросы смотрите в программе «Дежурный по стране» на телеканале «РОССИЯ 1» каждый первый понедельник месяца.

От редакции. Присылайте свои вопросы для Михаила Жванецкого по электронному адресу mj@aif.ru и на почтовый адрес редакции: 107996, Москва, ул. Электрозаводская, д. 27, стр. 4.

Вопросы от читателей «АиФ»

В праздничные дни часто раздаётся призыв «Пей до дна!». Где это дно находится? Игорь, Электросталь

- Дно находится в голове!

Михаил Михайлович, ответьте тогда на вопрос «АиФ»: помогает ли вам алкоголь в стрессовых ситуациях? И как часто вы пьёте?

- Удивительно, в нашей стране слово «пьёшь» подразумевает совершенно не воду. «Ты пьёшь?» - «Нет, не пью». - «Ты хочешь выпить?» - «Да, хочу». В другой стране «пьют» и сок, и молоко, а у нас... 

Алкоголь в стрессовой ситуации? Нет. Наоборот, он только усиливает проблемы. Насчёт «Пей до дна»… Могу посоветовать делать так, как я.

Я пью до состояния ликования - всё, это моя граница.

Я не теряю самое главное - ясность ума, выговариваю все буквы... Святая обязанность алкоголя - вызывать ликование в человеке, который пришёл в чужую компанию. А лучшая компания ведь какая - это знакомые мужчины и незнакомые женщины.

Часто ли пью? Думаю, где-то раз в неделю. Коньяк.

Достижения мировой медицины потрясают... А россияне по-прежнему лечатся чесноком, малиной и т. д. Почему? С. Добронравова, Н. Новгород

- Потому что у нас университет открылся через 500 лет после пражского. Мы сейчас только начинали, только приближались к Европе. И уже снова остановились.