Жители и дачники из близлежащих деревень Поповки и Антушкова к добровольному затворнику относятся уважительно и величают его Афганом. Говорят, мужик дельный, рукастый, всё может - и электричество наладить, и топором поработать, и корзинку или плетень сплести. Хотя и не очень понимают, как он один время коротает и какая нелёгкая судьба его, городского жителя, сюда забросила…
Ехать от ближайшего Антушкова до Задов километров пять от силы. И цивилизация сюда вроде дошла - перед домом Демидова установлен таксофон. Вот только где карточку для связи купить? В палисаднике у нашего героя растут золотые шары и сирень. Афган встречает в полном боевом обмундировании - тельняшке, камуфляжных штанах и военной фуражке.
«Я недавно с охоты пришёл, - с ходу говорит он, - трофеи хорошие: селезня долбанул, чирка и нескольких болотных курочек подцепил. Если курите, садитесь здесь, а то коза Машка придёт и начнёт приставать, чтобы и ей дали «прикурить». Всё до последней папироски выклянчит и сигаретную пачку сожрёт, не успеешь глазом моргнуть».
О земле
«Часто спрашивают: что меня сюда привело? А всё просто. После двух лет в Афгане приехал в Иваново и устроился на станкостроительный завод. У меня это, наверное, в крови сидит: и отец, и дед, и прадед были кузнецами. В году, наверное, 89-м при Горбачёве заказы на технику вообще прекратились, завод почти встал, и начали меня оттуда направлять с шефской помощью сюда, в колхоз. Командировочные и отгулы шли на заводе, к тому же ещё тут платили неплохо. Так постепенно и осел в Задах. О чём и не жалею».
Сейчас в «семье» Александра две собаки - Байкал и Текила, три козы - Машка, Белка и Стрелка да три улья пчёл: «Сами ко мне прилетают каждый год, значит, нравится им у меня». На зиму Александр запасается ягодами, грибами, закручивает около 20 литровых банок огурцов. Вот такое натурально-охотничье хозяйство даёт Демидову возможность существовать. «Раньше в округе было деревень десять. Но все они сейчас заброшены. Ни души на несколько километров вокруг. Вот и получается, зимой я остаюсь один в поле воин, хотя и на привилегированном положении…»
О мире
Но нельзя сказать, что Александр от мира оторван полностью. За новостями следит по телевизору. «У меня ящиков аж четыре, - смеясь, говорит хозяин, - на девять каналов настроены. Один сломался - козам отдал». Я осторожно интересуюсь: «Козы козами, но хозяйка в доме должна быть». Саша парирует: «Да мне она особо и не нужна. Сам со всем справляюсь. Счастье свободы мне дороже».
На всё у Демидова своё мнение. «Зачем мы в Афган рыпнулись? Чтобы 15 тысяч народу ухлопать и в итоге государство развалить? Ведь и англичане с ними воевали и ничего не добились. Я, слава богу, без ранений, но кровь моя там осталась. Одному солдатику напрямую из меня переливали. Вышел из палатки - шатает, присел, а рядом на носилках труп - дыра от подствольника во весь живот… Да и америкосы туда зря залезли. Тоже бесславно уйдут… Да и вообще, я заметил, империи рушатся, когда начинают воевать с мелкими странами».
О деньгах
«Сам-то я человек независтливый, но в толк не могу взять. Например, приезжают ко мне охотники, у одного из них ружьё итальянское за 70 тысяч рублей. Он пальнёт раза два за сезон, а потом на годы зачехлит. Почему такое небрежное отношение к дорогой вещи? Для меня, например, это целое состояние. За такие деньги можно вырыть два колодца! А то приходится за 3 километра на источник бегать с пятилитровыми флягами. Я как «афганец» получаю в месяц на руки всего 1700 рублей, экономно расходую их. Жизнь заставляет. Хотя много денег мне тоже не нужно. Вот тут у нас были шахты от стратегических ракет «Сатана», но как-то приехали 11 бронированных «КамАЗов» и завалили доверху купюрами эти дьявольские дыры... Ну и какова тогда цена всем этим капиталам?..»
О возрождении…
Вообще-то места вокруг Задов что ни на есть Святая Русь. 580 лет назад на местных Сахтинских болотах местные пастухи увидели дивное свечение, а когда добрались до того места, обнаружили сошедший с небес Животворящий Крест Господень и икону Николая Чудотворца. Сейчас пострадавшие в советские времена храмы восстанавливаются. В ближней деревне создана православная община - молятся и работают всем миром.
Демидов же решил и тут идти своим путём. Он вступил в партию «Единая Россия». На партийной карточке выглядит он солидно: тонкие усики, белая рубаха, галстук-бабочка... И на то, как возродить местный край, у него своё суждение: «Я ухаживал в колхозе за 400 овечками романовской породы. Они неприхотливы, даже зимой корм себе найдут. Ко мне в этом году летом приехали кавказцы, предлагали возродить отару и взять пока в «живой холодильник» 30-40 овечек. Вот теперь думаю. А что? Это Кавказу - пища, мне - достаток, а природе средней полосы - польза. Овцы весь подлесок с угодий «скосили» бы, а то зарастает всё бурьяном».
Часа через два за мной заехал брат. Присел к нам и закурил, и тут появилась «курилка» Машка. Подошла, требовательно замекала и выхватила дымящуюся сигаретку. Александр загоготал: «Вот моё шоу». Напоследок Афган дал нам гостинцев: кабачок, патиссон, две болотные курочки и потрошёную щуку. А литровую банку мёда продал за 500 рублей. Вот такое бедово-медовое житьё-бытьё в Задах.
Смотрите также:
- «Галеры» русского крестьянина. Сельские трактористы едва доживают до пенсии →
- «Дешевле жить, чем помирать». В гостях у жительницы заброшенной деревни →
- Слёзы и пряники. Как живёт российское село? →