Бьют по больному
Александр Артёмович, когда речь заходит о каких бы то ни было проблемах в стране, во всём принято винить власть, государство. Но правильно ли это?
Александр Адабашьян: С одной стороны, это естественно и понятно. Власть, взбираясь на верхушку иерархической пирамиды, раздаёт обещания, суть которых сводится к тому, что жить станет лучше, жить станет веселее. Лучше и веселее не становится — отсюда и претензии. Самый яркий в этом смысле пример — Украина. Там каждый новый лидер регулярно выдвигал программу, которая отрицала политику предыдущего лидера. В результате становилось всё хуже и хуже, и мы знаем, чем это закончилось.
С другой стороны, наша особенность в том, что мы очень уж охотно перекладываем на государство те функции, которые вполне могли бы выполнять сами. Почему-то никто не хочет начинать перемены с себя. Критика власти удобна — она не подразумевает никакой личной ответственности за происходящее. Мне тоже многое не нравится. Но, поскольку я не знаю, как можно изменить ситуацию, поскольку у меня нет программы, не считаю себя вправе критиковать и поносить власть. Вся программа так называемой оппозиции сводится к лозунгу «Долой!». Конструктива тут мало, мы это уже проходили в 1917 году. А что делать с такими «программными» людьми, которые говорят: «Скорее бы эту вашу Рашку разбомбили!»? Эти люди живут в России, но почему-то к гражданам этой страны себя не причисляют. Извините, но я себя причисляю к гражданам России, и я хочу тут жить, а не лежать под могильной плитой, на которой по-английски будет написано, что здесь покоятся неизвестные враги новой России.
— Кстати, о врагах, в роли которых многие сегодня видят, в частности, США. Нет ли в этом какой-то паранойи?
— О какой паранойе может идти речь, когда есть красноречивые факты? Взять те же санкции, которые бьют не только по определённому списку лиц, а по всей стране, и не только по нашей. Бьют по болевым точкам. Вот захотела Америка лишить Европу российского газа. Европейские лидеры робко попискивают: «Может, не надо так уж резко... Нам же как-то надо обогреваться...» Думаю, всё это приведёт к тому, что Европа задумается, стоит ли ей выполнять всё то, что диктует Америка.
Рыбы-лоцманы
— Олег Басилашвили говорит, что необходимо продолжать реформы, начатые Гайдаром, иначе Россия как государство перестанет существовать. А ваше мнение?
— Ситуация, в которой мы сегодня находимся, — результат как раз тех реформ. До них была одна система. Она не нравилась, её развалили — и сейчас удивляются тому, что на руинах почему-то ничего не вырастает. Если те реформы кому и принесли пользу, так только самим реформаторам. И это наводит на размышления о том, зачем они на самом деле проводились.
— Ну а сегодня есть необходимость в каких-то кардинальных реформах?
— Я в этом ничего не понимаю. Единственное, в чём уверен, — никогда не надо торопиться что-то ломать, пока ты точно не поймёшь, что будешь строить на этом месте. И ещё я знаю, что каждый должен заниматься своим делом и при этом стараться сделать жизнь лучше. Пусть это какие-то мелкие, казалось бы, незначительные вещи, но жизнь складывается как раз из мелочей. Я, например, никогда не выбрасываю окурки и фантики из окна машины. Моя жена, реже — я моем пол в подъезде, если уборщица давно не появлялась. Зимой на даче чистим от снега для всех выезд до шоссе. Можно было бы, конечно, сидеть и поносить правительство за то, что дороги не чистят. А можно встать на час раньше, взять в руки лопату и поработать, если силы позволяют.
У нас все знают, как управлять государством и как тренировать футбольные команды. Помню, в детстве я жил возле стадиона «Динамо». Около огромной таблицы чемпионатов там было местечко, которое называли «брехаловка». Там практически круглосуточно толпилась куча болельщиков. Обсуждали, кто из спортсменов женился, развёлся, заболел, запил... А ещё там звучали тысячи рецептов реформирования футбола. Каждый пребывал в уверенности, что уж он-то точно знает, какой состав нужен, как кого тренировать. Вот и сегодня, когда я слышу бесконечные разговоры о том, как нам обустроить Россию, вспоминаю ту «брехаловку».
— Когда слушаешь эти разговоры, создаётся впечатление, что общество переживает какой-то радикальный раскол.
— Во-первых, когда от полена отщепляется лучина, это ещё не раскол полена. А во-вторых, говорить о расколе общества бессмысленно, поскольку у нас общества как такового нет. Знаете, есть такие рыбы-лоцманы, которые всю жизнь плавают рядом с акулами. Лоцманами их назвали потому, что создаётся впечатление, будто они указывают акуле дорогу. А на самом деле эти рыбки питаются тем, что акула не доела. И в этом они очень напоминают многих наших так называемых «борцов» с системой. Профессиональные критики всего, что шевелится, критикуют именно потому, что у них нет иного способа обеспечить себе комфортное существование, всеобщее внимание и ощущение своей нужности. Вся эта «белоленточная» команда называет себя креативным классом. Но, как правильно сказал один умный человек, ничего, кроме углекислого газа, они не производят. Креативить — значит творить, созидать. А весь креатив наших борцов в большинстве случаев сводится к обсуждению и осуждению чужого созидания.
Олег Басилашвили: без реформы Россия как государство может просто исчезнуть
«У нас де-факто нет частной собственности. Ельцин в своё время добился того, чтобы она появилась. Но на деле вышло иначе... Добавив в закон пару поправок, её практически уничтожили», - считает Олег Басилашвили. Читайте далее >>