От кальки к 3D-модели. Как сегодня проектируют легендарные самолеты «ИЛ»

Алексей Богданов / АиФ

«Ил-2 нужен нашей армии как воздух, как хлеб… Нам нужны не МИГи, а Ил-2. Если завод думает отбрехнуться от страны, и давать по одному ИЛ-2 в день, то жестоко ошибается и понесет за это кару. Прошу вас не выводить правительство из терпения и требую, чтобы выпускали побольше ИЛов. Предупреждаю последний раз. Сталин».

   
   
Телеграмма от Иосифа Сталина. Фото: АиФ / Алексей Богданов

Копия этой правительственной телеграммы, отправленной в годы ВОВ, находится в музее конструкторского бюро Ильюшина. Тогда выпуск одного самолета в день – немыслимая даже по меркам современности скорость производства – считался недостаточным. В конструкторском бюро Ильюшина стали выпускать больше ИЛ-2, за бронированный корпус названных «летающими танками», и обеспечили советским войскам огромное преимущество в воздушных боях. После войны здесь проектировали и неприхотливые и вместительные гражданские самолеты, такие, как знаменитый ИЛ-18. В двадцать первом веке задачи вновь – военные. Главный заказчик – военно-воздушные силы России.

Сергей Ильюшин с сотрудниками конструкторского бюро рядом с пассажирским ИЛ-18. Фото предоставлено пресс-службой ОАО «Ил». Фото предоставлено пресс-службой ОАО «Ил»

Как устроен самолет?

Закрытая охраняемая территория конструкторского бюро напоминает некое советское НИИ, где ведутся секретные разработки. О государственной тайне все сотрудники знают не понаслышке – в их руках, в ежедневной рабочей рутине – будущие составляющие оборонного комплекса страны. Среди конструкторов – очень много молодежи, многие попали сюда сразу после вуза, не имея практического опыта. Здесь говорят – главное голова и руки, остальному научат.

«Об авиации я мечтала с детства, - говорит инженер-конструктор Анна Свириденко. – Я люблю небо. А в небо летает что? Птицы и самолеты. До птиц не добралась, а к самолетам поближе. Мне всегда было интересно, как же летает самолет?»

Анна признается, окончательно поняла это уже после окончания университета, когда вышла на работу, стала конструктором. Но всегда, когда ей нужно куда-то лететь, старается садиться у окна, чтобы во время полета наблюдать за механизацией крыла, следить за закрылками и предкрылками по время взлета и посадки.

На самолетах производства «ИЛ» Анна не летала никогда – сейчас здесь работают, в основном, над военными и военно-транспорт ными суднами. Ее коллега Сергей Рожков, сотрудник отдела норм и контроля, все-таки успел, с 1986 году, полететь на пассажирском ИЛе. Почти сразу после этого модель убрали из гражданской авиации.

   
   
Анна Свириденко Фото: АиФ / Алексей Богданов

«Помощники» для конструктора

Сергей занимается проверкой всей проектной документации, созданной конструкторами – на соблюдение ГОСТов, отраслевых норм. Вдоль стены его кабинета – стеллаж, заставленный десятками пухлых папок. Все это нормативные документы. Современным специалистам чуть проще, чем их предшественникам – все документы хранятся еще и в электронном виде, их легко найти и просмотреть – всего за пару кликов мышью. Десятки лет назад сотрудникам приходилось либо держать все в голове, либо искать по рядам с папками. Но, как говорит, Сергей, все знать невозможно, важно понимать, что и где посмотреть.

Сейчас в распоряжении конструкторов – компьютеры и 3D-моделирование – благодаря этому, сотрудники имеют представление, как в действительности будет выглядеть та или иная деталь. Казалось бы, мелочь, но раньше конструкторы работали только с чертежами, а они от трехмерного изображения очень далеки. Реальный вид детали можно было воссоздать только воображением.

Сергей Рожков. Фото: АиФ / Алексей Богданов

«Наверное, 50 лет назад наши предшественники работали практически также, только проверяли все документы вручную – они были на кальках. Но на качестве это не сказывалось нисколько. Нам, конечно, больше повезло - у нас компьютеры, автоматизация, и это сильно сокращает время проверки» - говорит Сергей Рожков.

КБ Ильюшина Фото:  Аиф / Алексей Богданов

Несмотря на автоматизацию и электронный документооборот, свои замечания конструкторам «контролеры» чаще всего пишут по старинке – ручкой или карандашом, прямо на чертеже. Говорят, это по-прежнему самый простой и понятный способ донести информацию без лишних слов.

Кстати со стереотипами о своей профессии конструкторы сталкиваются нередко. «Когда я рассказываю кому-то, что я инженер-конструктор и занимаюсь моделированием, делают круглые, если не квадратные глаза и говорят: ой, чертишь? Почему-то у всех возникает ассоциация огромного кульмана, лекала, линейки и карандашей» - рассказывает Анна Свириденко. Уточняет - некоторые коллеги подобным развлекаются до сих пор, но это - скорее хобби.

3D-модель детали. Фото: АиФ / Алексей Богданов

«Над созданием одного самолета трудятся тысячи людей, - говорит начальник одного из отделов Владимир Ткаченко. - Сергей Ильюшин говорил такую фразу: создать трудоспособный коллектив единомышленников, несравненно труднее, чем самый хороший самолет. То есть человеческий коллектив это всегда самое главное».

Конструкторы «ИЛ» советского периода. Фото предоставлено пресс-службой ОАО «Ил»

И снова военные

Конструкторы трудятся над одной из самых перспективных моделей – военно-транспортным ИЛ76мд90а. Это модификация ИЛ-76, разработанного еще в 60-е, но с новыми топливными системами, новым крылом, новым пилотажно-навигационным оборудованием и другими усовершенствованиями. Сейчас в Ульяновске строится 5 таких машин, ожидается, что уже в этом году сдадут военным первый готовый самолет. В следующем году - еще минимум две машины. Всего по контракту их предполагается 39.

В экспериментальном самолете Фото: АиФ / Алексей Богданов

«Потребность в этой машине растет, - поясняет Владимир Ткаченко. – ИЛ-76 – рабочая лошадка, она нужна МЧС, летает во все страны, оказывает помощь и при землетрясении, и при наводнении, на ее базе сделан самолет-пожарник, десантные самолеты, сделана машина для подготовки космонавтов.

Но у 76-го – не экономичные двигатели. Самолету даже запрещали летать за границу. А в новой модели – двигатели нового поколения, более мощные, экологичные».

Прямо на территории конструкторского бюро расположен ангар с испытательной лабораторией, где проходят испытания на ресурс самолета. Одну из машин пришлось «принести в жертву» испытателям – сейчас она стоит на земле, и как говорят сотрудники, ее буквально раздирают на части. Задача – с помощью специальной системы давать борту максимальные нагрузки и отслеживать, какой запас прочности она имеет, где есть уязвимые места. Все уязвимости обследуются – и готовятся рекомендации, как их укрепить. К тому же, исследования позволяют проверить, сколько полетов способны выдержать старенькие ИЛ-76 – чтобы более точно вычислить их ресурс прочности и определить судьбу немолодых уже самолетов.

Система, которая «нагружает» подопытный самолет Фото: АиФ / Алексей Богданов

По государственной программе вооружения заказано еще 62 военно-транспортных ИЛ-112В, 40 самолетов-заправщиков ИЛ-478. Сейчас задача авиаконструкторов – найти четкий баланс между технологиями надежными и проверенными, и технологиями новейшими, перспективными». В целом это отвечает принципам работы самого создателя «ИЛ» Сергея Ильюшина. Как вспоминал его преемник, Герман Новожилов, Ильюшин всегда говорил – самолет должен быть оснащен по последнему слову техники, потому что ему предстоит служить десятилетия, и он не имеет права устареть. С другой стороны, важно не переборщить. «Можно заложить столько нового, что машина вообще не поднимется в воздух».

Памятник Сергею Ильюшину во дворе конструкторского бюро. Фото: АиФ / Алексей Богданов

Смотрите также: