Об этом рассуждает писатель, публицист, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Мария Голованивская.
«На эпохе Путина потомки будут копья ломать»
Виктория Никитина, АиФ.ru: Мария Константиновна, история всегда следует за писателями. Поэтому наше завтра можно уже увидеть в фантазийном сегодня. Отсюда вопрос: какой круг проходит история России сейчас? Какую себя повторяет?
Мария Голованивская: Особость русской истории в том, что в ней одномоментно существуют все предшествующие эпохи. Ничего никуда не уходит. В разной концентрации, конечно, – но существуют.
В одну сторону посмотришь – там двадцатые годы прошлого века: благоуханье всех цветов, энтузиазм и экспериментаторство. В другую посмотришь – сон и мгла. В третью – будни великих строек, «веселится и ликует весь народ». А в четвертую посмотришь – там опрично так попахивает, кому в бровь, кому в глаз, – и далее до бесконечности. Когда меняются века, не говоря уж о тысячелетиях, – всегда есть место неопределенности.
– Скоро в издательстве НЛО выходит «Пангея» – ваш роман о России, которой «никогда не было и которая существовала всегда». Вы пытаетесь ответить на вопросы о том, почему всё как есть и что будет дальше. За глубину рукопись выдвинута на три авторитетные премии. Есть ли в ней ответ на вопрос: как оценят сегодняшний громкий голос России потомки?
– Да, есть. Думаю, что споры об историческом прошлом – проклятом и благословенном – не утихнут и через сто лет. Точно так же, как сейчас, потомки будут копья ломать и на эпохе Путина. Это, скорее, хорошо, чем плохо.
Надеюсь, в России никогда не наступит единомыслия. Да и очень мы сами по себе противоречивы по натуре. Наше сознание ведь как устроено? Мы всегда к «да» добавляем «но…».
Но при всей полифонии, самое важное, чтобы мы уцелели как культура и как страна. Это всегда вызов, всегда преодоление разного рода невозможностей. Вот и сегодня история ставит перед нами вызов: надо и разнообразие мнений сохранить, и не утратить наметившейся целостности. Потомкам нужно наследство. И мы должны обязательно оставить им страну как главное богатство.
Третья русская революция. Когда ждать?
– Вы описываете следующую русскую революцию. Зачем? Хотите накликать?
– Наоборот. Хочу предостеречь, предупредить. Действие происходит, как понятно из названия, в Пангее – это такая большая страна, очень похожая на Россию и в то же время очень на неё не похожая. Как бульонный кубик – ведь он не похож на бульон, но он его квинтэссенция. Эта страна переживает много потрясений. И один из главных конфликтов – цивилизационный: столкновение мусульманского и христианского миров. Сегодня почти каждый ощутил что-то подобное на своей шкуре. Это и есть суть пангейской революции. Мусульманский мир представлен как более структурированный, чёткий, мотивированный, волевой, чёрно-белый. Мир христианский – как мир всего этого лишённый, но в котором случаются чудеса. Чудом выживали, побеждали, уцелели. В романе революция начинается со смерти старого и давно никому не нужного правителя Лота. Так бывает – внезапно образовавшаяся пустота высвобождает энергию, она стимулирует, будоражит. И вот всё начинает двигаться, все хотят власти.
В романе более сотни героев – дочери тирана, революционерка, полюбившая тирана, блистательный узбекский князь, незаконнорождённый его сын – мажор-кокаинист, сестра милосердия, отвергающая богача, диссиденты, царедворцы, боги и люди, говорящие цветы и птицы, всё абсолютно превращается в силу. Из всего хаоса мира именно мусульмане выглядят особо монолитными, организованными. Но побеждают не они. Я надеюсь, что угроза такого конфликта очевидна всем и программы толерантности среди населения дадут свои плоды.
– История ходит по спирали. Это общеизвестный факт. Повторение каких сегодняшних событий у наследуют наши внуки?
– На мой взгляд, нас ждёт что-то отдалённо схожее со сталинской «индустриализацией всей страны» – большой модернизационный проект, который, в случае успеха, сделает нас европейцами не только по самосознанию (это уже есть), но и по уровню жизни. Вот такой парадокс. Без навоза истории розы не вырастишь. Пахать, удобрять, выращивать новый уровень жизни – задача на многие десятилетия. Войны и революции, конечно, хотелось бы оставить только в беллетристике.
Жизнь – это приключение
– Кто для вас современный российский герой?
– Это ни в коем случае не человек чисто западного образца, с плотно заполненным еженедельником и табличкой калькуляции ежедневных расходов. Мы исторически не любим корысти, прагматичности. В нас очень большая склонность к метафизике и мистике, что, безусловно, свидетельствует о влиянии Востока на нашу цивилизацию. Но мы и дети Запада. Всё рациональное, всё то, что мы осознаём, а не чувствуем, в нас оттуда, из Европы. Мы похожи одновременно на обоих родителей – и на Запад, и на Восток – такие невероятно красивые метисы, гордо несущие в себе это противоречие.
В нашей иррациональности – наша непобедимость, в нашей рациональности – потенциал нашего роста. Это и есть то противоречие, которое нас и питает, и разрушает одновременно. Современный российский герой для меня, в первую очередь, очень внутренне противоречив.
– В вашей огромной новой книге действуют такие герои?
– Герои там самые разные. Это гастарбайтеры и олигархи, дамы полусвета и монахини, диссиденты и маги, духовные учителя и яппи. Такая гремучая смесь. Мне хотелось придумать какой-то пёстрый, многолюдный, путаный мир. Почему? Я и Россию ощущаю как многоцветный хаос, который, впрочем, делает каждый день русской жизни захватывающим приключением.
– Но среди действующих лиц есть и Бог, и сатана...
– Верно. Мы ведь помним о них, разве не так? По сто раз в день говорим «о Боже!» или «чёрт подери!». За каждого из нас идёт на небесах большая драка, сатана искушает, Бог спасает. Нигде в мире небеса так близко не подходят к земле, как у нас. Поэтому в России так часто и случаются чудеса.
– Революции – тоже из разряда чудес?
– В них, увы, нет магии. Революции, как правило, на первом шагу приводят к смене одной диктатуры на другую. Улучшение жизни народа, общее смягчение нравов – это происходит через шаг, через поколение – или не происходит вовсе. Но в крови, боли, гибели на баррикадах трудно найти что-то чудесное. Никакой поэзии в этом нет. А есть, на мой взгляд, только цинизм тех, кто посылает других на смерть.
Украину ждет диктатура
– Украинская революция – тому пример?
– Это печальная история. То, что начиналось как относительно мирный протест, перешло в бунт без конца и без края, которым кто только не попользовался. Ассоциации тут самые скабрезные. Всё дно вылезло на поверхность – и сейчас ситуация вошла в такое пике, в котором новое правительство повторяет то же самое, за что было свергнуто предыдущее. Почти не сомневаюсь, что Украину ждёт жестокая диктатура – но и она покажется благодатью по сравнению с сегодняшней тиранией хаоса.
Смотрите также:
- Карен Шахназаров: «Хватит тащить всё с Запада - пора своим умом жить» →
- Михаил Веллер. Ностальгия по подвигу →
- На чём растет патриотизм →