В поисках единства. Как сплотить российскую нацию?

Межнациональный мир нам очень нужен, но для единения страны этого мало. © / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Этим летом правительство утвердило федеральную целевую программу на 2014-2020 гг., которая так и называется: «Укрепление единства российской нации...». Цена вопроса - 4,6 млрд бюджетных рублей.

   
   

Но не окажется ли программа очередным бюрократическим  пшиком, пустой тратой денег на «фестивали дружбы народов» и т. п.? И вообще, понимает ли власть, что именно нас, россиян, сегодня разделяет - кроме пресловутого «национального вопроса», встающего ребром то в Кондопоге, то в Пугачёве, то в Бирюлёве? Каких «скреп» не хватает народу? Об этом мы спросили известных писателей и публицистов.

«У нас две страны»

Эдуард Лимонов:

- Больше всего нас разъединяет социальное расслоение. У нас по сути две страны. Одна - маленькая, уютная и хорошо защищённая - для богатых. Это район «Золотой мили» в Москве, Рублёвка, Барвиха Вилладж…  А с другой стороны, есть бирюлёвская Россия - спальные районы, которые постепенно превращаются в гетто для бедных. Что делать? Сменить экономический и политический курс. У нас 71% всех национальных богатств принадлежит менее чем 1% населения. Это вопиющее зверство! Даже в какой-нибудь Индии «золотой процент» населения владеет всего 49% богатств. Мы - чемпионы мира по неравенству! И пока оно сохраняется, единства нации не будет. А будут только Бирюлёво и народные бунты.

Дмитрий Губин:

- Какой Национальной идеей можно объединить бурят, мордву, русских и чеченцев? Для такого объединения нужны другие, НАДнациональные идеи. Их поиском занимаются. Но чаще всего находят самое простое, что приходит в голову, - это единство на основе ненависти. Ненависти к какому-то внутреннему или внешнему врагу.

Но возможны ведь и другие варианты. Например, ничто так не способствует укреплению нации, как внутренний туризм. Сегодня в стране всего около 80 аэропортов - меньше, чем субъектов Федерации. А при Брежневе было три с лишним сотни! И можно было, например, из аэропорта Иваново на кукурузнике полететь за 200 км в райцентр Юрьевец. Я знаю это, потому что сам летал. На автобусе добираться  200 км - долго и тяжело, а на самолёте - быстро и удобно.

   
   

Нам нужна программа национального единства, направленная на строительство местных аэродромов, скоростных железных и автомобильных дорог. Потому как бездорожье нас очень сильно разъединяет! В сегодняшней России я не видел ни одного автобана, если не считать кольцевую дорогу и новый скоростной диаметр в Петербурге. Скажем, чтобы жителю Москвы поехать в Суздаль на выходные (200 км с хвостиком), ему надо потратить часов пять. А если бы он тратил на такое расстояние меньше двух часов, как, например, житель Франции, это весьма способствовало бы единству России. Точно так же, как хорошие автобаны способствуют единству Франции: любой француз может сесть в машину и поехать на Атлантику. А у нас, если ты куда-то далеко едешь, это будет мучение и скрежет зубовный…

«Нет великой задачи»

Александр Проханов:

- Сегодняшняя Россия - это остаток великой советской геополитической архитектуры. Руины Колизея, которым не хватает стен. Наша территория и сейчас «дышит», рискует развалиться… Поэтому первая задача - вернуть этой великой территории ощущение целостности. Отсюда путинский Евразийский союз - стремление воссоздать, хотя бы отчасти, утраченное единство.

Второе: советский народ был соединён не только общей историей, общей Победой, но и мощным образом будущего, общей мечтой построения идеального общества. Сегодня, когда у страны нет такой огромной задачи, нет общего порыва в грядущее, одной пропагандой патриотизма и народными песнями с плясками ничего не сделаешь. Необходимо опять устремить Россию в развитие, в напряжённую работу по выводу страны на новую цивилизационную ступень. И в этой работе найдут себе место все: и дагестанцы, и кабардинцы, и евреи, и татары, и русские.

Например, в этом году мы отмечаем 25-летие запуска ракеты «Энергия» с кораблём «Буран». Давайте воссоздадим тот проект! Давайте вновь запустим суперракету, которая поможет нам осуществить лунную, марсианскую и прочие космические программы. Это шанс возродить всю нашу разрушенную техносферу: ракета «поднимет» большие и малые заводы, рудники, создаст новую химию с новыми материалами, новые научные и инженерные центры. Но главное, этот проект вернёт в сознание  людей то самое ощущение общности. А под создание овощных баз страну воедино точно не собрать.

Инфографика: АиФ

Смотрите также: