Современный мир с расширением технических возможностей в различных сферах жизни стал казаться меньше и проще, чем он есть на самом деле.
Иллюзия доступности
Платежеспособные граждане могут заказать себе путевку на Северный и Южный полюса, в морские глубины и на самые высокие вершины.
К чему приводит подобная иллюзия, наглядно показало крушение батискафа «Титан», раздавленного на глубине вместе с туристами.
Высочайшая вершина планеты — Эверест — ежегодно притягивает к себе сотни любителей приключений. Среди них оказываются не только профессионалы альпинизма, но и дилетанты, которым обещано относительно безопасное восхождение.
«Относительно» — потому что трагический исход на «восьмитысячниках» и сегодня не является исключением из правил.
Насколько все серьезно, многие осознают только тогда, когда сами оказываются в так называемой «зоне смерти» — на высоте свыше 8000 м над уровнем моря.
В этой зоне на Эвересте существует само собой возникшее кладбище тех, кто не смог вернуться назад.
Трагический 1996-й
Группы восходителей, прокладывающие путь к вершине, зачастую в качестве одного из ориентиров указывают «Зеленые ботинки». Под этим названием фигурирует труп альпиниста, лежащего на этом месте уже почти три десятка лет.
В 2001 году французский альпинист Пьер Паперон сделал видеозапись, на которой в кадр попало тело погибшего человека в зеленых альпинистских ботинках. Шерпы, сопровождавшие француза, рассказали ему, что это китайский альпинист, погибший полгода назад. Однако дальнейшее сравнение фактов показало, что несчастный скончался гораздо раньше.
В мае 1996 года в тяжелых погодных условиях на Эвересте произошла массовая гибель альпинистов. В числе жертв трагедии оказались совладелец компании «Консультанты по приключениям» Роб Холл и глава фирмы «Горное безумие» Скотт Фишер.
Одновременно с этими группами вершину штурмовала экспедиция Индо-Тибетской пограничной полиции.
В штурмовую группу, которая пошла к вершине 10 мая 1996 года, входили индийцы Цеванг Сманла, Дорчже Моруп и Цеванг Палджор.
Опознавательный знак
Несмотря на снежную бурю, в 15:45 по местному времени альпинисты сообщили, что достигли вершины. Срок, указанный ими, был критическим. Как правило, для успешного возвращения в лагерь спуск с вершины нужно начинать не позднее 14:00.
В лагерь на высоте 8300 метров никто из альпинистов не вернулся. До сих пор неизвестно, видели ли их другие группы, находившиеся в этот день на маршруте.
Есть сведения, что в 19:30 по крайней мере двое из троих продолжали спуск.
На Цеванге Палджоре в тот день были зелёные сапоги Koflach, что и дало основания полагать, что погибший на высоте 8500 м — именно он. Однако часть исследователей настаивает, что «Зеленые ботинки» — это его партнер по группе Дорчже Моруп.
«Зеленые ботинки» лежит в небольшой пещере из известняка, а рядом с ним находятся пустые кислородные баллоны.
В «зоне смерти» свои законы. Если альпинист не способен передвигаться хотя бы с помощью коллег, он фактически обречен. Попытки эвакуации обездвиженного чреваты гибелью для самих спасателей. И если такие вот жесткие правила существуют для живых, понятно, что и этика в отношении мертвых на высотах свыше 8000 м совсем иная.
«Очень хочется спать»
Спустя 10 лет после гибели «Зеленых ботинок», в мае 2006 года, британец Дэвид Шарп предпринял свою третью попытку восхождения на Эверест. Он шел с ограниченным запасом кислорода, который иссяк на спуске. Шарп остановился рядом с «Зелеными ботинками».
Около 40 альпинистов прошли мимо него, и многие из них даже не поняли, что на сей раз перед ними, помимо мертвеца, есть и живой человек.
На следующий день на Шарпа наткнулась группа, в которой были и тележурналисты. Они и записали последние слова умирающего британца: «Меня зовут Дэвид Шарп... Очень хочется спать».
В альпинистском сообществе разгорелась жесткая дискуссия на тему, можно ли было спасти англичанина. Многие отмечали, что он не имел фатальных травм, и предоставление ему достаточного запаса кислорода могло бы дать Дэвиду шанс. Однако все группы, проходившие мимо него, не готовы были жертвовать собственными целями ради спасения.
Нет алых роз и траурных лент...
Годом позже по просьбе родственников и за немалую сумму денег специальная группа отодвинула мертвое тело Шарпа так, чтобы он не находился на виду у альпинистов.
Примерно ту же самую услугу оказали «Спящей красавице» — погибшей вместе с мужем в 1998 году альпинистке Фрэнсис Арсентьевой. В 2007 году тело женщины обернули в американский флаг и столкнули в пропасть.
Спустя несколько лет решили отдать последнюю дань «Зеленым ботинкам». Тело обернули в пленку и постарались закрыть камнями. Впрочем, восходители утверждают, что из-за сильного ветра тело вновь стало видно.
Сколько именно тел сегодня находится на Эвересте, точно неизвестно. По разным оценкам, их от 180 до 280. Такова цена «увлекательного приключения».