Зачем отменять бумажные учебники?

Елена Ленская. © / Кадр youtube.com

На «цифровые информационно-методические комплексы» в рамках проекта «Цифровая школа» планируется потратить сотни миллиардов рублей. Но насколько оправданны такие расходы? Ведь во многих регионах до сих пор не решена проблема с нехваткой самих школ и учителей. 

   
   

Елена Ленская, декан факультета менеджмента в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук

Непонятных моментов тут много. К примеру, кто и как собирается переводить все учреждения образования на электронные носители, если в некоторых сельских школах до сих пор нет не только Интернета, но порой и электричества? Прежде чем громко заявлять о том, что мы откажемся от бумажных учебников, надо создать для этого базу - оснастить школы, подготовить учителей следующего поколения, переобучить нынешних. А вот на переподготовку педагогов у нас обычно денег вообще не закладывают - считается, что это как-то само собой произойдёт. Однако для этого нужны серьёзные вложения. 

АиФ/ Коллаж: Андрей Дорофеев

Наконец, любая большая инициатива требует проверки на небольшом плацдарме. Если вы хотите всю страну перевести на новую форму работы с информацией, опробуйте это сначала в отдельном регионе, небольшом городе. Посмотрите, что получится. А сразу вываливать новшества на головы неподготовленных граждан неразумно. Есть опасность, что будет потрачена уйма денег, а результат окажется очень скромным. Если он вообще будет.

Мы хорошо помним историю, когда известное издательство обещало перейти на электронные учебники, а вместо этого просто оцифровало уже готовые и выложило в Интернет. Хотя изначально имелось в виду создание электронных пособий, совершенно иных по качеству, смыслу, предназначению.

В мире прецеденты подобной цифровизации есть, но нигде они не носят тотального характера. Я не знаю ни одной страны, где бы полностью перешли на электронные носители. Если даже государства, гораздо более компьютеризированные, чем наше, этого не делают, может, и нам не стоит спешить? 

Есть и другой аспект. Современный ребёнок и так большую часть дня проводит в обнимку с гаджетами. Так что ему полезно иногда пообщаться с живым человеком, который помог бы разобраться в этом море информации, найти свой путь. Несколько десятилетий тому назад великий американский психолог Скиннер сказал: учитель, которого может заменить компьютер, заслуживает этого. Да, если педагог просто начитывает лекцию, то, наверное, его может заменить видео или любая другая форма подачи информации. Но если он помогает ребёнку отличить правильную информацию от ложной, направляет на пути познания, - это уже совсем другая работа. Общение с живым педагогом не заменит ничего. И, похоже, сейчас нам пора задуматься, не слишком ли мало мы стали общаться вживую. 

   
   

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также: