— Когда я устраивался на работу учителем, родные и знакомые допытывались: «Зачем ты жизнь-то свою губишь, парень? Вроде неглупый, перспективы есть. Почему учителем?» В представлении среднестатистического россиянина учитель — это где-то там, на дне общества, ни заработка приличного, ни карьеры. Но у меня — другой взгляд! Не всё в жизни измеряется деньгами. Учитель — это и профессия, и миссия одновременно. Если люди с прогрессивными знаниями не будут идти в школу, не будут передавать опыт детям, у такого общества нет будущего.
В начале 90-х, когда рухнула советская система, учителям с медиками зарплаты не платили месяцами. Многие, особенно мужчины (а тогда в школах их было немало), вынуждены были уйти в более прибыльные сферы. Ситуация, когда учителя оказались на грани выживания в буквальном смысле, ударила по престижу профессии. А с переходом к рыночному обществу пришли и другие ценности — прибыль, нажива, накопительство, — в которые профессия учителя никак не вписывается. Хотя рыночный подход активно внедряется и в сферу бесплатного образования. Поэтому учитель порой воспринимается уже не как наставник, а как обслуживающий персонал, предоставляющий образовательные услуги.
Да и дети, выросшие в условиях рыночной России, воспитаны и мыслят по-другому. У них преобладает потребительское отношение к образованию и к жизни вообще. Раньше детей было проще заинтересовать знаниями, ценностями, идеями. Сейчас многие вообще не хотят учиться, прекрасно понимая, что мама и папа в принципе и так могут купить всё, что они захотят.
Плюс ко всему учителя завалены бумажной работой. Всё это в итоге привело к тому, что мы имеем сейчас: работать учителем непрестижно и тяжело.
Конечно, достойная оплата труда учителя повысила бы престиж профессии в обществе. Но это не решит всех проблем. Нельзя допускать дальнейшую коммерциализацию образования, потому что это приведёт к ужасным последствиям. Для большинства людей высшее образование станет недоступным, да и школьное реально ухудшится. Если ничего не менять, то образование очень скоро совсем деградирует.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- Судьба российского образования: чиновники придумывают реформы, а расплачиваются за этот «креатив» дети →
- Сколько вузов нужно РФ? Ректор «Плехановки» об экономистах нового формата →
- Какой ещё реформы не хватает школе? →