…Мой знакомый, 32-летний офисный клерк Чжу Тэ из Пекина, безумно рад новому постановлению пленума ЦК Компартии Китая. У них с женой растёт 7-летняя дочка. Однако, согласно древним традициям, они давно мечтают завести мальчика: тот вырастет, разбогатеет и обеспечит родителей в старости. Налог на рождение второго ребёнка до недавнего времени составлял 30 000 юаней (примерно 5000 долларов США), и Чжу с супругой начали откладывать определённую сумму с каждой зарплаты, дабы уплатить пошлину. «Отлично, теперь мы сэкономим кучу денег! — ликует будущий счастливый отец. — Моя бабушка вырастила двенадцать детей, и я хотел бы иметь не меньше. Пока мы получили скидку на появление сына — вот это прекрасная новость!» Вечером, ужиная в закусочной Урумчи (столице провинции Синьцзян), я вижу, как посетители за столиками обнимаются, заказывая друг другу пиво. «Сегодня какой-то праздник?» — спрашиваю я официанта. «Да, конечно. Люди отмечают разрешение на второго ребёнка». В Китае попросту обожают детей — каждый день я встречаю на улице мальчиков и девочек, одетых, словно принцы и принцессы, избалованных, закормленных сладостями. Между тем в КНР насчитывается 1 миллиард 370 миллионов граждан, а «послабление», как уверяют аналитики, приведёт к следующему — за пять лет в стране родится от ста до трёхсот (!) миллионов младенцев. Чем же вызвано подобное решение?
— У Китая не было иного выбора, — рассказывает консультант правительства Синьцзяна Алим Карабури, принадлежащий к уйгурскому меньшинству. — Политика жёсткого ограничения рождаемости, введённая «отцом реформ» Дэн Сяопином, действовала с 1979 года. Одной семье разрешалось иметь лишь одного ребёнка, и точка. С наступлением экономических успехов барьеры стали сниматься. В сельской местности позволили заводить двух детей, национальным меньшинствам (в том числе и уйгурам) — трёх: с оговоркой, что разница между рождением одного отпрыска и другого должна составлять четыре года. Со временем запрет и вовсе стал иметь мало смысла: в стране появились миллионы зажиточных людей — в Пекине и Шанхае средняя зарплата превышает 1000 долларов США в месяц, многие могут позволить себе накопить на «лишнего ребёнка». Но главное — не это. Население КНР быстро стареет, у нас 110 миллионов людей пенсионного возраста, а в 2050 году, по подсчётам ООН, их будет уже 440 миллионов. Представляете себе такое количество стариков? Число рабочих рук уменьшается, из этого следует: если Китай потеряет статус «сборочного цеха» планеты, придёт конец и благополучию. У правительства не осталось другого выбора.
…Вот где от «судьбоносного решения пленума» далеко не в восторге, так это на «этнических окраинах» КНР — в том же Синьцзяне и Тибете, встретивших сенсацию без особого энтузиазма. Там жителей-китайцев и без того почти столько же, сколько коренного населения — примерно 40–45 процентов. «Скоро переселенцы из Китая будут составлять две трети от общего числа жителей Синьцзяна, — печально говорит мне таксист, уйгур Мухаммед, показывая на огромную толпу китайских рабочих, выходящих из ворот текстильной фабрики Урумчи. — Игра окончена, мы поглощены». Опасаясь конфликтов в «проблемных» регионах, Компартия Китая готовит новый законопроект — национальным меньшинствам позволят иметь детей по принципу «сколько хочешь», хотя вряд ли это снизит напряжённость. Тут же включилась государственная пропаганда: с телеэкранов вовсю объясняется необходимость подобного решения, приводится масса доводов, в том числе и следующий: триста миллионов детей внесут вклад в рост потребления товаров и спасут Поднебесную от надвигающегося кризиса. Ибо китайская экономика «тормозит».
— Когда я был в России, мне рассказали весьма короткий анекдот, — смеётся бизнесмен Хэй Лун. — «Надпись на дверях китайского родильного дома: „ХВАТИТ!“». Сейчас в КНР двоякое мнение по поводу этого указа партии. Те, кто хотел завести детей, — довольны, что не следует платить налог. Другие опасаются перенаселения — у нас и так в крупных городах ужаснейшая экология, и по этой причине идёт рост раковых заболеваний. Однако я не думаю, что вот прямо через год нас заполонят сотни миллионов маленьких китайцев. Республика стала жить лучше, и многие семьи заводят детей после тридцати лет, предпочитая сперва насладиться благами жизни. В качестве опасного примера наше правительство кивает на Японию, чьи граждане, по статистике, являются самыми старыми в мире. Из 127 миллионов населения там 27 миллионов бабушек и дедушек.
…Но больше всего постановлению пленума ЦК обрадовались владельцы детских магазинов. «Я третий день пью виски и не могу остановиться, — сообщил мне Чжоу Хань, хозяин супермаркета игрушек «Маленький император» в Урумчи — он еле стоит на ногах, с его лица не сходит мечтательная улыбка. — Пару последних лет бизнес шёл ни шатко ни валко… Слава партии, теперь я буду богатым человеком».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- Игорь Белобородов: «Российская нация может исчезнуть уже через столетие» →
- Новая версия Апокалипсиса: Землю захватят не инопланетяне, а китайцы →
- Бэби-бум в России... отменяется? →