Министр просвещения Сергей Кравцов назвал в числе главных приоритетов ведомства повышение престижа профессии учителя.
Как это сделать в реалиях нынешней школы?
Константин Зискин, завотделом Центра стратегии развития образования МГУ им. Ломоносова:
О повышении престижа профессии учителя говорят давно. Но это всё разговоры.
В XIX в. аналогом нашей средней школы была гимназия. Гимназический учитель был обязательно выпускником университета. В 1913 г. на всю Москву было около 25 гимназий. И рассчитаны они были не на тысячи детей, как современные школы, а примерно на 100–150 учеников. То есть в среднем образовании было задействовано очень мало народу. Учителя были уважаемыми, авторитетными людьми. Равно как и те, кто приезжал учить детишек в деревни. В большинстве случаев учителя были значительно образованнее родителей, принадлежавших в основном к рабочему классу. Помню, что ещё в конце 60-х – начале 70-х гг. выпускники университетов с гордостью носили на одежде значок-ромбик. Человек с высшим образованием был большой редкостью. Поэтому и к школьному учителю было совершенно другое отношение.
А примерно в 70-е, когда высшее образование стало массовым, большинство родителей, прямо скажем, оказались сильно образованнее школьных учителей. Да и сама профессия учителя стала массовой. И уважения к нему резко поубавилось.
Что можно сделать сегодня? Как минимум – изменить подготовку педагогов в вузах, чтобы они хотя бы упрёков в некомпетентности не вызывали. Сегодня в педвузах основная программа – это методики преподавания предметов. И вот на подобные темы кучи учебников. То есть всё о предмете, а не о человеке! Хотя основная деятельность учителя – коммуникация. Ему надо уметь выстраивать отношения с ребёнком, родителями, коллегами. Этому-то и надо учить будущих педагогов, чтобы вызывать уважение окружающих.
Второй момент: когда в 70-е учителям подняли зарплату, в школу пришло много талантливых людей. Потом зарплата вновь стала низкой, и они разбежались. Сейчас в Москве зарплата у учителей очень неплохая, и в школу пошла вполне толковая молодёжь. Так что разговор о поднятии престижа – это скорее «плач Ярославны». Просто должна быть достойная зарплата и качественная профессиональная подготовка.
Пока же все эти разговоры о поднятии престижа профессии больше похожи на артподготовку перед тем, как попросить ещё денег на очередную реформу. Надо же как-то убеждать чиновников и депутатов в необходимости внепланового финансирования. Вот и формулируют так, чтобы им было понятно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- Как меняется образование? Директор лучшей школы Москвы о новых стандартах →
- Учить всему и всерьёз. Какие изменения требуются российскому образованию? →
- Бастовать или учить? Кому на руку непродуманные реформы образования →