О спичках, пулях и самогоне. Есть ли у России инстинкт самосохранения?

Вячеслав Костиков © / АиФ

«Россия до сих пор представляет из себя клубок противоречий» - таково мнение участников дискуссии. Более того, неосмысленные уроки революции (а по сути дела, всего ХХ века) продолжают нависать над страной, воспроизводя старые заблуждения и провоцируя новые ошибки.

   
   

Многие проблемы порождены тем, что советская историо­графия, превознося значение Великой Октябрьской революции, почти полностью вычёркивала из истории русскую буржуазную революцию. Сегодня, несмотря на переосмысление уроков Октября, сделанное после 1991 г., снова слышатся речи о том, что большевистский эксперимент «оказал огромное влияние на народы всей планеты». Однако отыскать в мире следы Великой Октябрьской революции весьма трудно. В Западной Европе, в Азии и Африке - повсюду, куда СССР экспортировал идеи и практику Ленина - Сталина, - от коммунизма остался один остывающий пепел. В Китае, где продолжают чтить Ленина и Мао, нынешнюю власть только по некоторым формальным признакам можно назвать коммунистической. Даже Куба, в течение 50 лет считавшаяся былинным образцом коммунизма, спешно обновляет витрину. Из образцового наследника Октября осталась разве что Северная Корея. Но если бы об этом сказать В. И. Ленину, то и он, наверное, покраснел бы в своём Мавзолее.

Где родился социализм?

А между тем нам до сих пор рассказывают сказки о том, что права трудящихся в Западной Европе начали утверждаться под влиянием большевистской революции. На самом деле ростки «городского (буржуазного) права» в виде прав женщин, детей, работников, инвалидов, сирот, престарелых стали зарождаться в Западной Европе ещё в ХI-ХII вв. под влиянием прежде всего христианской морали, Римско-католической церкви, а затем в более развёрнутом виде под влиянием идей Реформации. В этом легко убедиться, посетив любой из город­ских музеев в крупных городах Европы.   

Коллаж: АиФ/ Андрей Дорофеев

Конечно, нынешняя Европа в социальной сфере живёт не столько по традициям христианского милосердия, сколько по законам экономического развития. Именно европейская, а затем американская экономики стали предъявлять с конца ХIХ века новые требования к качеству человеческого капитала и, как следствие, к качеству его социального обрамления. Инновационная экономика ХХI века переносит требования к человеческому капиталу на новую историческую ступень. И те страны, те власти, которые отказываются понимать это или опаздывают с развитием человеческого капитала, обрекают свои народы на отставание. А при серьёзном отставании - на выпадение из потока современного развития.

Игры в любовь

В этом отношении возрастающее беспокойство вызывают особенности взаимоотношения власти и народа в России. Мы никак не преодолеем наследие царского, а затем «социалистического» патернализма и игры с народом во взаимную любовь. Старая формула российской власти - «хлеб и водка в обмен на лояльность» - действует у нас до сих пор. В романе Л. Толстого «Война и мир» есть сцена «единения» Александра I c народом на пике патриотического подъёма 1812 г., вызванного началом войны с Наполеоном. Выйдя на один из кремлёвских балконов и увидев внизу, на Ивановской площади, восторженную толпу «простого народа», государь стал кидать вниз бисквитные печеньки, которые ему услужливо подавал на блюдечке кто-то из свиты. А народ с криками восторга стал давиться под балконом, подбирая царскую милостыню. Сегодня эта сцена вызывает только стыд. Стыд и за власть, и за народ.

Но не напоминает ли нам эта сцена эпизоды из нынешней жизни? На Ивановской площади не самые благостные времена... На дворе кризис, грозящий растянуться на несколько лет. В отношениях с Европой глубочайшее взаимное недопонимание, напоминающее атмо­сферу 1939 г.  

Что происходит? К чему готовиться? Мы уже воюем или это некая непонятная для населения игра? Но народ не спрашивает. Народ восхищается властью.

   
   

Известный историк, директор Государственного архива РФ Сергей Мироненко в одной из своих недавних публикаций писал: беда советского строя заключалась в том, что придуманная жизнь и придуманные советские герои были в СССР важнее реальных. К сожалению, ­сегодня мы снова сталкиваемся с попытками создать идеальные, удобные для власти народ и историю. И с этой целью подкрашиваем и народ, и власть, и историю. Даже вполне лояльный власти глава Комитета гражданских инициатив А. Кудрин на днях посетовал: «Инстинкт самосохранения у власти, в­идимо, сработает, к­огда реально начнутся серьёзные проблемы». Пока же при весьма скромной экономической динамике (в некоторых сферах - отрицательной) страна демонстрирует опасное самомнение и бахвальство. На днях на заднем стекле изрядно проржавевших «Жигулей» прочитал:

Пока у русского солдата
Есть спички, пули, самогон,
Покажем … солдатам НАТО.
И пусть трепещет Пентагон.

За рулём сидел скромный московский паренёк. Такое теперь народное представление о движущих силах истории и расстановке классовых сил на мировой арене.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также: