Нужны ли в школе оценки?

Константин Зискин. © / Кадр youtube.com

Звучат предложения отменить ЕГЭ для тех, кто не поступает в вузы. А до этого высказывалась мысль отменить оценки – чтобы детей не травмировать.

   
   

Не обесценят ли все эти по­слабления саму идею образования? Ведь оценки, экзамены мобилизуют, чтобы иметь возможность успешно конкурировать с одноклассниками. А так получается, что и в школу ходить не надо?

Константин Зискин, завотделом Центра развития стратегии образования МГУ им. Ломоносова, кандидат пед. наук:

С точки зрения современных представлений о человеке и мире отметка в образовании – вещь вредная. Но ни в коем случае ни при каких обстоятельствах нельзя её отменять приказом и немедленно. Начнётся тяжелейшая внутренняя ломка в системе. Как ни парадоксально, мой опыт показывает, что в такого рода реформах самыми мобильными и готовыми к изменениям оказываются учителя. А самыми консервативными – дети. Они не понимают, что это за взрослые игры такие: «Мы уже к этому привыкли, отстаньте от нас!»

К изменениям нужно готовить потихонечку. Перестраивать системы целиком – подготовки учителей, управления образованием, поступления в университеты, школы.

Получится это в одночасье? Скорее нет. Думаю, 2–3 поколения сменятся, пока мы окончательно перестроимся. Финны начали первые образовательные опыты в 70-е гг. XX в. и делали всё планомерно. А у нас как? Реформа образования началась в конце 80-х и фактически загнулась в конце 90-х. 10 лет пытались что-то изменить, а потом затихли. Мы никак не можем до конца ничего довести. А нужно записать 3–5 принципов и планомерно пытаться их реализовывать, от намеченных реформ не отказываться.

ЕГЭ – совсем другая история, связанная с поступлением в вузы. Главная проблема ЕГЭ – невероятный стресс у всех участников, особенно у детей, в психологии это называется «игра с высокими ставками». Либо пан, либо пропал. Что может решить проблемы? Можно разрешить сдавать ЕГЭ несколько раз. Но, естественно, не бесплатно. Скажем, государство оплачивает две сдачи ЕГЭ, а с третьего раза плати сам. Можно ещё поставить ограничение: к примеру, нельзя сдавать ЕГЭ в 5-м классе. А в 10-м – пожалуйста. Почему не вводят? ЕГЭ сегодня – точка переплетения множества интересов. Как только система изменится, начнётся передел сфер влияния. А заинтересованных в том, чтобы это влияние не потерять, оказывается слишком много.

   
   

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции