Примерное время чтения: 7 минут
3270

Опять двойка? Директор гимназии о том, почему оценки в школе надо отменить

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. Чем живёт рыбная житница России? 07/10/2020
«Оценка – это внешний мотиватор. Если найти другие, внутренние механизмы, вызывающие у ребёнка желание учиться, то это совсем другое образование получается».
«Оценка – это внешний мотиватор. Если найти другие, внутренние механизмы, вызывающие у ребёнка желание учиться, то это совсем другое образование получается». / Киселев Сергей / Агентство «Москва»

«Двойки надо отменить, потому что от этого страдают дети», – уверена директор липецкой гимназии № 12 ­Ольга Уласевич.

Педагогический коллектив гимназии разработал методику воспитания в школе. А проект по профобразованию детей получил поддержку Агентства стратегических инициатив. Выпускники гимназии поступают в ведущие вузы.

Юлия Борта, «АиФ»: Ольга Николаевна, в стране новый учебный год оказался очень нервным: очереди на входе в школы, возмущение родителей по поводу нового графика уроков. Что для вас было самым сложным?

Ольга Уласевич: Самым сложным оказалось перестроить себя, образовательный процесс, ведь школа – это очень консервативная сфера. К сожалению, ещё шесть классов вынуждены были перейти учиться во вторую смену. Конечно, родители и дети не были этому рады. Но как только будут сняты ограничения по закреплению за каждым классом отдельного кабинета, мы вернёмся к обычному режиму учёбы. 

– Совет Федерации предложил отменить оценку «единица», так как она почти не используется. А вы как считаете, она не нужна?

– В нашей гимназии вопрос с единицей лет 20 точно не стоит. Мы не используем её как отметку. Кроме того, у нас не только первые, но и вторые классы учатся вообще без отметок. Мы планируем с этим экспериментом идти дальше.

Оценка – это внешний мотиватор. Если найти другие, внутренние механизмы, вызывающие у ребёнка желание учиться, то это совсем другое образование получается. Поэтому я полностью за отмену не только единицы, но и двойки. Потому что это сиюминутное явление и от этого страдают дети. А главное – отношения родителей с ребёнком. Вместо того чтобы получать радость от того, что он есть у них в этой жизни, они ругаются из-за оценок.

– Регулярно звучат предложения отменить оценки по творческим предметам – музыке, изо, технологии, физкультуре.

– Мы между собой договорились, что оценки по этим предметам должны быть положительными. Ведь у каждого ребёнка разные способности. Ребёнок должен быть успешен не на оценку, а по отношению к самому себе в прошлом. Так что у нас журналы по этим предметам пестрят пятёрками. В редких случаях появляются четвёрки. Но это только если способности у ребёнка есть, но по каким-то причинам он не реализует их на данном этапе. А так я только за отмену. Если это будет законодательно подт­верждено на уровне выдачи аттестата как необязательное мероприятие, это будет сразу же сделано.

Мучители и жертвы

– Другая горячая школьная тема – непомерные домашние задания. 

– Нужно понять: если ребёнок отучился день в школе, то он, переводя на взрослый язык Трудового кодекса, свою рабочую норму выполнил. ­Представьте, что вы пришли после работы домой и вынуждены снова сесть за работу. Поэтому в нашей гимназии принята такая система. Есть задания рекомендованные, которые обозначаются в элект­ронном журнале буквой «Р» (таково большинство заданий для 1–4-х классов). Ребёнок может их не делать. И есть обязательные, обозначаемые буквой «О». Вообще есть учителя, которые могут преподнести свой предмет так, что домашнее задание не требуется.

– Бывает, что учитель занижает оценку, потому что ребёнок не нравится?

– Это непрофессионально. По закону в любом образовательном учреждении должна быть комиссия по урегулированию конфликтных ситуаций. Если родители считают, что ребёнок знает предмет лучше, создаётся независимая комиссия. Вообще же педагог не имеет права проявлять негативные эмоции, если ребёнок себя не так повёл. Ведь врач же не может бросить инструменты и не лечить, если ему не по­нравилось, что сказал пациент. Понятно, что учителя – живые люди. Но задача грамотного педагога – уметь выходить из конф­ликтных ситуаций.

– Тем более сейчас дети могут запросто записать на видео учителя, выложить в интернет…

– К этому надо быть готовым. Веди себя так, чтобы тебе нечего было стыдиться. Другое дело, дети порой осознанно пытаются спровоцировать учителя. Всегда нужно внимательно разбираться. Учителям надо учиться не реагировать эмоционально на нештатные ситуации.

«Они умнее нас»

– Часто говорят, что в советское время образование было лучше. Вы согласны?

– Я не сторонник сравнения школ по временным этапам. Так же можно советскую школу сравнить с пушкинским лицеем и сказать, что она ему проиграла. Консерватизм образования в том, что никуда лучшее из советской школы не исчезло. Мы как учили детей основам наук, так же и продолжаем это делать. Нужно брать лучшее отовсюду, из современности и традиций. Сейчас очень много делается для усиления воспитательной работы. И это тоже плюс советской школы, которая много занималась воспитанием, даже если оно было идеологизированным. Но общечеловеческие ценности – честность, справедливость, милосердие, добро – были и будут всегда, несмотря на политический строй. Кстати, с 1 сентября вступил в силу закон, который тоже ставит воспитание во главу угла образовательного процесса.

– Есть опасения, что воспитательные и патриотические мероприятия начнут проводить просто для галочки, написания отчётов. 

– Современные дети ведь тоже умнее, чем были в советское время. Я из своего детства помню мероприятие «Хлеб – всему голова», которое каждый год проводили 1 сентября. Оно было абсолютно одинаковым все 10 лет моей школьной жизни. Я уже понимала, что хлеб всему голова, но всё продолжалось. Современные дети, если мы начнём им в третий раз рассказывать одну и ту же тему, даже если украсим новыми фрагментами, просто не будут слушать. В нашей школе давно нет такой статистики, как количество проведённых мероприятий. Такую отчётность школам сегодня не предписывают. 

То же самое касается и рассуждений, что надо детей срочно вырвать из виртуального пространства. Ниоткуда не надо их вырывать. Нужно просто сделать так, чтобы виртуальный мир приносил им пользу. Дети любят экскурсионные поездки. Сейчас это, увы, невозможно. Но существуют виртуальные музеи, где дети могут быть, например, экскурсоводами. Сейчас мы решили сделать виртуальные экскурсии по предприятиям Липецкой области. Договорились с производствами. Они ведь тоже заинтересованы, чтобы к ним потом пришли грамотные молодые специалисты.

– Изменились ли за годы работы ваши взгляды на школу, педагогику, воспитание?

– Я много лет работала и была уверена, что учить детей – основная задача школы. Сейчас у меня несколько другое видение. В Англии есть такое понятие – «родители-пусто­гнёздники». Через 20 лет после рождения ребёнка родительское гнездо становится пустым, потому что дети заводят собственные семьи. Они будут приезжать к мамам-папам, но близкая связь разорвётся. Это естественно, жизнь это диктует. Так вот родителям нужно успеть за 20 лет насладиться своим родительским счастьем, проявить родительский эгоизм в хорошем смысле. Это общение, любовь, обнимашки, целовашки. Потому что это конечный процесс.

Понимание родительской роли привело и к другому взаимодействию с родителями. Мы взяли за основу финский опыт и стали проводить родительские встречи с учителями. Вот эти индивидуальные встречи – как раз следст­вие осознания, что родительское счастье должно быть здесь и сейчас. И что счастье – это не хорошие оценки. С порога спрашивать у ребёнка: «Какие у тебя сегодня оценки?» – это почти наверняка губить любовь, доверие и близость с ним. По­пробуйте начинать с фразы: «Я очень соскучился по тебе!»

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах