Можно ли было избежать Октября?

Михаил Веллер. © / CC-BY-SA 3.0/БережнойСергей / wikipedia.org

Михаил Веллер, писатель, философ

   
   

Июльское восстание большевиков стало в прин­ципе возможным потому, что июньское наступление русских войск на австро-германские войска провалилось. Хотя по замыслу Керенского и Временного правительства именно оно должно было поднять дух народа и армии.

К большевикам тогда присоединились не только левые эсеры, но и анархисты. Анархисты были сильнейшей движущей силой октябрьского переворота. Ибо анархисты господствовали в матросских массах Балтфлота, где большевиков и эсеров было крайне мало. Поскольку матросы не рассуждали и были сыты, а влиять на них было очень трудно, то возникли сложности в управлении этой массой. Когда матросы попытались взять в заложники эсера Чернова, одного из самых авторитетных лидеров социалистов, утихомиривать их прибыл лично товарищ Троцкий. Вспрыгнув на капот автомобиля, он произнёс тогда свою знаменитую речь, фраза из которой пошла гулять по фронтам, а потом и по учебникам: «Балтийские матросы - краса и гордость русской революции».

Серьёзные люди, и прежде всего военная верхушка - генерал Корнилов (выходец снизу), генерал Каледин (плоть от плоти казачества), генерал Краснов, говорили Керенскому, что необходимо задавить смуту в зародыше. Необходимо арестовать и безусловно повесить верхушку большевиков, а партию запретить, ибо дальше будет хуже. Они же говорили о необходимости возвращения смертной казни хотя бы в армии, хотя бы для военных преступников, которые убивают офицеров на фронте.

Керенский не пошёл на крайние меры, потому что он был убеждённый революционер и убеждённый либерал-демократ. Он был весь во власти гуманных идей французского Просвещения. Он неоднократно повторял, что мы не можем затушить, затоптать и залить кровью робкие побеги молодой российской демократии. Мы не можем идти на жестокие меры. Потому что жестокость рождает жестокость, а кровь рождает ответную кровь. Мы можем действовать только мягко, только цивилизованно. 

Что же мы имеем в результате? Был назначен суд над руководством большевистской партии во главе с товарищем Лениным. Партия в ответ решила, что Ленина необходимо спрятать. Ленин вместе с Зиновьевым укрылся в Разливе, а Троцкий явился на суд - и пошёл в тюрьму. Но через какой-то месяц с небольшим, когда началось так называемое Корниловское наступление (что на самом деле было тёмной провокацией, истоки которой уже и не обнаружить в глубинах истории, так как архивы утеряны), Временным правительством было принято решение выпустить большевиков из тюрем и вооружить, дабы дать отпор мятежникам под предводительством Корнилова. Этот шаг и стал концом русской демократии. Событий октября 1917-го уже невозможно было избежать.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

   
   

Смотрите также: