... Жил-был однажды в Германии такой вот Мартин Лютер. Вы его, пожалуйста, с Мартином Лютером Кингом из США не путайте. Тот был чернокожий, а этот нет. Того застрелили, а этого нет. Ну и достаточно. Различить, в общем, довольно просто. Наш с вами Мартин Лютер — парень несколько специфический. Папа его (богатый горожанин из бывших крестьян) хотел, чтобы сын стал юристом (дело-то в XVI веке происходит, юристов вокруг ой как мало), Лютер же самовольно пошёл в монахи, а затем в священники. Загубил папину мечту на корню, можно сказать: возмечтал о скромности и благочестии. Кушал в кельях просвирки, стучал в пол лбом и молился ночи напролёт. В 1511-м году молодой (ему было 28 лет) и вконец благочестивый Лютер поехал в Рим поклониться святыням. И, как периодически случается с излишне наивными, увидел там слегка не то, чего ожидал. Роскошь неимоверная. Кругом слоновая кость, икра и шампанское. У каждого священника по любовнице. У епископа по две. У кардинала по три. Сколько у папы римского — сложно предположить. А вот Мартину любовницу не дали, ибо всем приезжим раздавать — эдак женщин в Риме не хватит. Вернулся он домой, расстроенный и злой. В 1517 году папа издал буллу (это, к вашему сведению, не булка, да и кто бы булки издавать стал — а официальный документ со свинцовой печатью) — продавайте, братья священники, больше индульгенций (бумаг с отпущением грехов), а то мне храм святого Петра надо построить покруче и пошикарнее. Это вот он сделал зря.
Похищение еретика
...Лютер закономерно возмутился — лидеры церкви живут как у Христа за пазухой, богаче любых феодалов, а всё им мало, ещё и опять денег дай. И выпустил в ответ «95 тезисов» против продажи индульгенций. Там проповедник среди прочего утверждал, что грехи может отпускать только персонально Иисус, а не какой-то там Папа с любовницами. Сенсация просто взорвала католический мир. Папа Лев X с таких объяснений, разумеется, на стенку полез — предал Лютера анафеме. Это значило, что Мартин теперь не мог ходить в церковь, крестить там детей, и даже на кладбище нельзя беднягу хоронить. Ну, папа проклял Лютера — сидит и руки потирает. Тот в ответ берёт папскую буллу, и сжигает публично, на глазах у народа. В Риме от подобного крамольного действия умолкли все — был слышен лишь скрип кроватей кардиналов. Один монах робко спросил — «А что, так тоже можно было?» — но тут его всей толпой стали бить, и он прекратил интересоваться. Германский император Карл V вызвал Лютера к себе, тот приехал и заявил прямо — в гробу он видал всяких пап, мам, и католическую церковь вообще, подчиняться следует только Иисусу Христу. Тут уж все вокруг перепугались. Поклонник Лютера, курфюрст Саксонии, инсценировал похищение монаха — иначе того бы обязательно зажарили на костре, как еретика. Мартина привезли в замок Вартбург, где он в глубокой тайне и полном уединении занялся страшно греховным делом — переводом Библии на немецкий язык. До этого всё было исключительно на латинском.
Разврат монахов
...В Германии стартовал полный раздор. Монахи принялись уходить из монастырей, отказываться от монашеских обетов — погрузились в развратную жизнь с женщинами низкой социальной ответственности и вкушали вино без меры. Отдельные крестьяне увлеклись поджиганием в массовом порядке католических церквей, мотивируя это термином — «зажрались проклятые попы». Как тогда Ленин на броневике не появился — непонятно: но видимо, всё объясняется отсутствием броневиков. В 1525 году 42-летний Лютер женился на 26-летней бывшей монахине Катарине фон Бора — прочие священники очень сильно заволновались: ибо обет безбрачия, он, знаете ли, такая сложная вещь, особенно если горячие молоденькие прихожанки с вырезами на платьях на исповедь заходят. Говорят, именно в это время Мартину явился дьявол. «Неслабо ты устроился, — сказал дьявол и презрительно попах серой. — Отдельный замок, молодая девочка, кушать всегда есть что. Эдак всякий захочет церковь реформировать». «Изыди», — мрачно ответил Лютер. «Я-то изыду, — парировал дьявол. — Только моё скромное мнение — это фигня, а не Реформация». Лютер, однако, с князем тьмы не согласился. Он начал тайно ездить и встречаться с единомышленниками. И объяснял — дескать, молиться Христу легко и не в храме. И деньги туда тоже не надо жертвовать. Богатство — грех. Ни к чему золотые кресты, и драгоценные камни на алтарях. Зачем в принципе нужен священник, если человек может обратиться к Господу напрямую? Кучу пышных дорогостоящих ритуалов, как заупокойную мессу, Лютер предложил упразднить. Короче, можно сказать, что в современном варианте Мартин Лютер был нечто вроде Интернет-приложения по доставке еды или вызову такси, предоставивший верующим бюджетный вариант церкви — на вид всё то же самое, только без дорогостоящих опций и без посредников. Экономным немцам, да и народам окружающих стран, новая дешёвая модель религии очень понравилась.
«Безумные собаки»
...Католическая церковь затрещала по швам. Никакие анафемы более не работали, ибо преданный анафеме спокойно говорил — «Да мне все равно», и с ним ничего не могли сделать. Народ прекратил слать деньги, говоря — «Мы вообще не помним, чтобы Христос требовал любое действие у вас оплачивать — вы ещё кассы в храмах поставьте». Феодалы потихоньку оттяпывали церковные земли, сообщая — ну вот Христос проповедовал бедность, и вы, святые отцы, обнищайте. Пару сторонников Лютера показательно сожгли на ярмарке в Нидерландах (стоит заметить, своеобразные там ярмарки), но это не помогло — приложение «Дешёвая удобная церковь» распространялось, как вирусная рассылка. В Риме ввиду задержек зарплат кардиналы стали отказываться от любовниц — сие вызвало небывалый ропот среди женщин города. Вслед за тем, Германию сотрясли восстание рыцарей, и крестьянский бунт в 1524-1526 гг. под руководством Томаса Мюнцера. Своим вдохновителем крестьяне и рыцари называли Лютера, однако дальновидный Мартин от них открестился, написав произведение «Против разбойников и убийц». «Не-не, — поспешно сказал он. — Я за то, чтобы Господу бюджетно молиться. А так, крестьяне пусть подчиняются и пашут на своих хозяев, а рыцари служат своим сеньорам». Далее, Лютер назвал повстанцев «безумными собаками». Прекрасный человек.
Поздно пить боржоми
...Впрочем, Мартин Лютер был хоть и за полезные реформы, но в принципе, не во всем был праведником. Например, он предлагал изгнать из Германии евреев за отрицание теми святой Троицы, и разрушить синагоги. И когда спустя 400 лет Гитлер именно этим и занялся, он ссылался конкретно на Лютера. Меж тем, Германию по-прежнему сотрясали разброд, шатания и бунты. Множество немецких князей примкнули к религиозному протесту (и их стали называть «протестантами»), трудящиеся Германии громили монастыри и церкви, а католики жарили шашлыки из «новых еретиков» на кострах — дрова страшно вздорожали. Лютер умер в 1546-м году: его смерть, вопреки ожиданиям римских пап, ничего не изменила. В результате, как на дрожжах выросли общины лютеран, кальвинистов, анабаптистов, англикан и других протестантов. Строились скромные, без украшений храмы, лютеранским священникам было официально разрешено жениться (они в экстазе аплодировали), новые монастыри не имели собственных земельных наделов и крепостных крестьян, а всяческие церковные службы велись на национальных языках. Местные религиозные лидеры плевать хотели на папу римского и не слышали стенаний кардиналов, лишившихся любовниц. Приложение «бюджетная церковь» по очереди «скачали» большая часть Германии, Нидерланды, Швейцария, Англия, Швеция и Дания. В 1648 году, почти через 100 лет после смерти Лютера, завершивший 30-летнюю войну Вестфальский мир узаконил существование протестантских церквей окончательно.
...А мораль тут такова — скромнее надо быть. Не загляни Лютер в Рим, и не повидай кардиналов с любовницами в отделанных слоновой костью хоромах, купающихся в шампанском и икре — может, и не было бы никакой Реформации. Если б те знали — вышли бы к Лютеру навстречу босиком и в рубище. Но уже поздно пить боржоми.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- «В Христа превращаются редко». Репортаж из клиники, где лечат «пророков» →
- Юрий Белановский: О бедных и бездомных →
- История Рождества Христова →