Любовницы, бюджет и анафема

Георгий Зотов. © / Коллаж АиФ

... Жил-был однажды в Германии такой вот Мартин Лютер. Вы его, пожалуйста, с Мартином Лютером Кингом из США не путайте. Тот был чернокожий, а этот нет. Того застрелили, а этого нет. Ну и достаточно. Различить, в общем, довольно просто. Наш с вами Мартин Лютер — парень несколько специфический. Папа его (богатый горожанин из бывших крестьян) хотел, чтобы сын стал юристом (дело-то в XVI веке происходит, юристов вокруг ой как мало), Лютер же самовольно пошёл в монахи, а затем в священники. Загубил папину мечту на корню, можно сказать: возмечтал о скромности и благочестии. Кушал в кельях просвирки, стучал в пол лбом и молился ночи напролёт. В 1511-м году молодой (ему было 28 лет) и вконец благочестивый Лютер поехал в Рим поклониться святыням. И, как периодически случается с излишне наивными, увидел там слегка не то, чего ожидал. Роскошь неимоверная. Кругом слоновая кость, икра и шампанское. У каждого священника по любовнице. У епископа по две. У кардинала по три. Сколько у папы римского — сложно предположить. А вот Мартину любовницу не дали, ибо всем приезжим раздавать — эдак женщин в Риме не хватит. Вернулся он домой, расстроенный и злой. В 1517 году папа издал буллу (это, к вашему сведению, не булка, да и кто бы булки издавать стал — а официальный документ со свинцовой печатью) — продавайте, братья священники, больше индульгенций (бумаг с отпущением грехов), а то мне храм святого Петра надо построить покруче и пошикарнее. Это вот он сделал зря.

   
   

Похищение еретика

...Лютер закономерно возмутился — лидеры церкви живут как у Христа за пазухой, богаче любых феодалов, а всё им мало, ещё и опять денег дай. И выпустил в ответ «95 тезисов» против продажи индульгенций. Там проповедник среди прочего утверждал, что грехи может отпускать только персонально Иисус, а не какой-то там Папа с любовницами. Сенсация просто взорвала католический мир. Папа Лев X с таких объяснений, разумеется, на стенку полез — предал Лютера анафеме. Это значило, что Мартин теперь не мог ходить в церковь, крестить там детей, и даже на кладбище нельзя беднягу хоронить. Ну, папа проклял Лютера — сидит и руки потирает. Тот в ответ берёт папскую буллу, и сжигает публично, на глазах у народа. В Риме от подобного крамольного действия умолкли все — был слышен лишь скрип кроватей кардиналов. Один монах робко спросил — «А что, так тоже можно было?» — но тут его всей толпой стали бить, и он прекратил интересоваться. Германский император Карл V вызвал Лютера к себе, тот приехал и заявил прямо — в гробу он видал всяких пап, мам, и католическую церковь вообще, подчиняться следует только Иисусу Христу. Тут уж все вокруг перепугались. Поклонник Лютера, курфюрст Саксонии, инсценировал похищение монаха — иначе того бы обязательно зажарили на костре, как еретика. Мартина привезли в замок Вартбург, где он в глубокой тайне и полном уединении занялся страшно греховным делом — переводом Библии на немецкий язык. До этого всё было исключительно на латинском.

«Продажа индульгенций». Ганс Гольбейн Младший.

Разврат монахов

...В Германии стартовал полный раздор. Монахи принялись уходить из монастырей, отказываться от монашеских обетов — погрузились в развратную жизнь с женщинами низкой социальной ответственности и вкушали вино без меры. Отдельные крестьяне увлеклись поджиганием в массовом порядке католических церквей, мотивируя это термином — «зажрались проклятые попы». Как тогда Ленин на броневике не появился — непонятно: но видимо, всё объясняется отсутствием броневиков. В 1525 году 42-летний Лютер женился на 26-летней бывшей монахине Катарине фон Бора — прочие священники очень сильно заволновались: ибо обет безбрачия, он, знаете ли, такая сложная вещь, особенно если горячие молоденькие прихожанки с вырезами на платьях на исповедь заходят. Говорят, именно в это время Мартину явился дьявол. «Неслабо ты устроился, — сказал дьявол и презрительно попах серой. — Отдельный замок, молодая девочка, кушать всегда есть что. Эдак всякий захочет церковь реформировать». «Изыди», — мрачно ответил Лютер. «Я-то изыду, — парировал дьявол. — Только моё скромное мнение — это фигня, а не Реформация». Лютер, однако, с князем тьмы не согласился. Он начал тайно ездить и встречаться с единомышленниками. И объяснял — дескать, молиться Христу легко и не в храме. И деньги туда тоже не надо жертвовать. Богатство — грех. Ни к чему золотые кресты, и драгоценные камни на алтарях. Зачем в принципе нужен священник, если человек может обратиться к Господу напрямую? Кучу пышных дорогостоящих ритуалов, как заупокойную мессу, Лютер предложил упразднить. Короче, можно сказать, что в современном варианте Мартин Лютер был нечто вроде Интернет-приложения по доставке еды или вызову такси, предоставивший верующим бюджетный вариант церкви — на вид всё то же самое, только без дорогостоящих опций и без посредников. Экономным немцам, да и народам окружающих стран, новая дешёвая модель религии очень понравилась.

«Безумные собаки»

...Католическая церковь затрещала по швам. Никакие анафемы более не работали, ибо преданный анафеме спокойно говорил — «Да мне все равно», и с ним ничего не могли сделать. Народ прекратил слать деньги, говоря — «Мы вообще не помним, чтобы Христос требовал любое действие у вас оплачивать — вы ещё кассы в храмах поставьте». Феодалы потихоньку оттяпывали церковные земли, сообщая — ну вот Христос проповедовал бедность, и вы, святые отцы, обнищайте. Пару сторонников Лютера показательно сожгли на ярмарке в Нидерландах (стоит заметить, своеобразные там ярмарки), но это не помогло — приложение «Дешёвая удобная церковь» распространялось, как вирусная рассылка. В Риме ввиду задержек зарплат кардиналы стали отказываться от любовниц — сие вызвало небывалый ропот среди женщин города. Вслед за тем, Германию сотрясли восстание рыцарей, и крестьянский бунт в 1524-1526 гг. под руководством Томаса Мюнцера. Своим вдохновителем крестьяне и рыцари называли Лютера, однако дальновидный Мартин от них открестился, написав произведение «Против разбойников и убийц». «Не-не, — поспешно сказал он. — Я за то, чтобы Господу бюджетно молиться. А так, крестьяне пусть подчиняются и пашут на своих хозяев, а рыцари служат своим сеньорам». Далее, Лютер назвал повстанцев «безумными собаками». Прекрасный человек.

Мартин Лютер со своей семьёй. Рисунок 19-о века. Фото: www.globallookpress.com

Поздно пить боржоми

...Впрочем, Мартин Лютер был хоть и за полезные реформы, но в принципе, не во всем был праведником. Например, он предлагал изгнать из Германии евреев за отрицание теми святой Троицы, и разрушить синагоги. И когда спустя 400 лет Гитлер именно этим и занялся, он ссылался конкретно на Лютера. Меж тем, Германию по-прежнему сотрясали разброд, шатания и бунты. Множество немецких князей примкнули к религиозному протесту (и их стали называть «протестантами»), трудящиеся Германии громили монастыри и церкви, а католики жарили шашлыки из «новых еретиков» на кострах — дрова страшно вздорожали. Лютер умер в 1546-м году: его смерть, вопреки ожиданиям римских пап, ничего не изменила. В результате, как на дрожжах выросли общины лютеран, кальвинистов, анабаптистов, англикан и других протестантов. Строились скромные, без украшений храмы, лютеранским священникам было официально разрешено жениться (они в экстазе аплодировали), новые монастыри не имели собственных земельных наделов и крепостных крестьян, а всяческие церковные службы велись на национальных языках. Местные религиозные лидеры плевать хотели на папу римского и не слышали стенаний кардиналов, лишившихся любовниц. Приложение «бюджетная церковь» по очереди «скачали» большая часть Германии, Нидерланды, Швейцария, Англия, Швеция и Дания. В 1648 году, почти через 100 лет после смерти Лютера, завершивший 30-летнюю войну Вестфальский мир узаконил существование протестантских церквей окончательно.

   
   

...А мораль тут такова — скромнее надо быть. Не загляни Лютер в Рим, и не повидай кардиналов с любовницами в отделанных слоновой костью хоромах, купающихся в шампанском и икре — может, и не было бы никакой Реформации. Если б те знали — вышли бы к Лютеру навстречу босиком и в рубище. Но уже поздно пить боржоми.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также: