Роль лектора в современном мире
Крупные просветительские проекты всегда возникают в особых условиях. Например, в 1920-е годы в нашей стране стояла задача ликвидации безграмотности населения: так появилось понятие «ликбез». После войны возникла потребность в резком повышении уровня образованности населения. Начали создаваться народные университеты, которые часто опережали вузы. Там открывались передовые факультеты, — например, кибернетики — которые в вузах стали появляться лишь спустя годы. В народные университеты предприятия направляли работников на повышение квалификации, к решению прикладных проблем привлекались академические круги. Знания обновлялись быстро, оперативно доносились до широких слоёв населения. Эту работу выполняли лекторы общества «Знание».
Когда-то я, ещё будучи студенткой МИФИ, в рамках народного университета обучала мастеров производственного обучения ПТУ (слесарей, фрезеровщиков) работе на первых персональных компьютерах, рассказывала им о кибернетике. Им могло быть непонятно, зачем это нужно. А сейчас уже невозможно представить колледж без обучения на станках с ЧПУ. Очевидно, что в современных условиях опыт человека, багаж его знаний должен быть избыточным. И систему образования должна дополнять гибкая, быстро реагирующая на новые политические события, научные открытия, технологические прорывы система просвещения.
Сейчас новые технологии бросили лекторам вызов. Новое поколение выросло в другой стране. Оно привыкло к избытку информации. Сегодня средства коммуникации позволяют связаться с кем угодно в любой точке мира, а СМИ — получить мгновенный доступ к информации практически о чём угодно. Мы даже слышим иногда, что и школьный учитель скоро станет не нужен, его заменит компьютерная программа, электронный учебник, виртуальная среда... Но даже в эпоху цифровизации и массового доступа — как это ни парадоксально — мы всё равно ощущаем потребность в достоверных знаниях, на которые можно ориентироваться и которые можно применять.
Ни одна цифровая технология не может научить общаться. Решать проблемы в коллективе. Понимать точку зрения других людей. Видеть суть происходящих событий. В повседневной, общественной жизни, в профессии мы ежедневно ищем способы отделить истинную информацию от ложной, созидательную от разрушительной. Действительно ли через пять исчезнет профессия, учиться на которую сейчас поступает мой ребёнок? Правда ли, что кредит, который мне обещают в магазине, беспроцентный? Можно ли доверять прогнозу именитого эксперта и строить на этом основании своё дело в ближайшие пять лет? Это вопросы, на которые не даст ответ поисковая система. Но они могут возникнуть в живой дискуссии с реальным носителем знания. В этом и заключается задача современного лектора: быть носителем передового знания, экспертом высшего класса, который может работать в открытой ситуации, в живой дискуссии, а не просто транслировать информацию. Он должен уметь мгновенно «считывать» аудиторию, достраивать разрозненные представления до полной картины, работать с живым содержанием, запросами людей.
Поэтому в этом году Российское общество «Знание» с 31 июля по 2 августа проводит свой первый «Слёт молодых лекторов». 250 ребят со всех уголков страны смогут поработать с носителями лучших практик, обсудить дискуссионные вопросы экономики и финансов, здоровья и качества жизни, современного гуманитарного знания и технологий, новых профессий, создания новых рынков. Лекторы должны оставаться актуальными и интересными для широкой аудитории в любом уголке нашей страны. Слёт абсолютно открыт для любого желающего. Можно будет направить свои предложения или задать вопросы: работа по всем направлениям будет транслироваться онлайн в режиме реального времени. В этом и вызовы, и перспективы, и приоритеты нашей работы.
Мнение автора может не совпадать с позицией реакции
Смотрите также:
- «Сделать шаг вперёд». Институт имени Шнитке выходит на новый уровень →
- Миллиардер Сергей Белоусов: в России нет недостатка в новых идеях →
- Учите физику! Или о том, каким должен быть ЕГЭ →