Сергей Погодин, директор школы № 4 г. Нелидово Тверской обл.
Я работаю в школе 24 года. Хуже или лучше стал учить? Не думаю, что хуже. У меня есть учитель физики, ему 67 лет. Он преподаёт более 40 лет, и сейчас - не хуже точно. Наоборот, опытнее стал, узнал больше.
Сегодня темпы обучения ускорились. Раньше в начальной школе азбуку учили весь год, а теперь букварь, по сути, проходят за первую четверть. Дети стали восприимчивее и быстрее усваивают информацию? Вряд ли. Другое дело, что у детей теперь потребности и интересы другие. У всех гаджеты под рукой. Задашь вопрос - тут же полезли в Интернет. А потому иногда совершенно логичный вопрос задают: а зачем нам это учить, если я могу нажать три кнопки и получить ответ?
Реформы в образовании идут всегда. Но даже хорошие идеи, пока дойдут до школы, искажаются до неузнаваемости. Моя больная тема - нормативно-подушевое финансирование: сколько детей, столько и денег. Прекрасно! Вот только на каждом этапе прохождения через ведомства в норматив вносится что-то своё, и от первоначальной суммы остаётся меньше. В этом году моей школе срезали финансирование на 11% и сказали: сворачивайте допобразование (кружки, секции. - Ред.), сокращайте то, сё.
Сейчас приняты рейтинги школ. Правильно ли мы делаем, что сравниваем всех и вся? Как можно сравнивать элитную матшколу в столице и простую школу в глубинке, куда берут детей, которые даже ручку держать не могут? Финны ушли от сравнений. И в Финляндии, по международным исследованиям качества, одна из лучших в мире систем образования. Все школы равны, как и все предметы. А у нас? Музыка последним уроком, иногда детей можно отпустить или лишнюю математику вместо неё провести. Но разве музыка менее важна, чем математика, в деле формирования личности?
Заговорили о том, что надо опять ввести астрономию. Предмет интересный, но вместо чего? И где учителей по астрономии взять, если я преподавателей по иностранному языку найти не могу? Родители недоумевают: зачем нам второй иняз (это требование новых стандартов. - Ред.)? Ведь бюджетных мест в гуманитарных вузах, где требуется язык, почти не осталось. Или чиновники, проводя эти реформы, предполагают, что все наши дети за рубеж поедут жить и работать?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- Раздвоение по ЕГЭ. Зачем делить школьников на обычных и продвинутых? →
- Лучшая школа Москвы: в чем ее секрет? →
- Хватит уже реформ! →