Как вернуть космос

Михаил Маров. © / Кадр youtube.com

Михаил Маров, академик, член Совета РАН по космосу, участник советской программы исследований Марса и Венеры 

   
   

Крайне ослабла дисциплина в отрасли. Вот в чём проблема, а вовсе не в том, как будет называться Роскосмос. 

Нам надо попробовать вернуться к тем традициям, которые до развала СССР держали нашу космонавтику на достаточно высоком уровне. В 1990-е произошли разрушительные события. Во-первых, ушли наиболее грамотные специалисты, квалифицированные рабочие, которые относились к своему труду ответственно. Во-вторых, сильно повысился уровень бюрократизации. Я глубоко убеждён: будь такой её уровень в 1960-е годы, вряд ли у нас были бы и первый спутник, и Гагарин, и запуски беспилотных аппаратов к другим планетам. В-третьих, резко упал сам престиж космонавтики. И сменой названия, равно как и сменой руководителей, вряд ли можно решить проблему. Эта чехарда с переназначениями на пользу делу не идёт. Из-за простой смены руководства в ГКНПЦ им. Хруничева «Протоны» падать не перестанут. 

Нам надо самым решительным образом перестраивать структуру предприятий отрасли, чтобы у сотрудников была не просто ответственность, но и крайне высокая дисциплина.

Безусловно, нужно возвращаться к военной приёмке. Как было в советское время? На каждом космическом предприятии было независимое лицо или представительство Мин­обороны, которое объективно смотрело документацию, результаты испытаний. И давало своё заключение. Военные в этом смысле - неплохой выбор. Они отвечают не только перед своей совестью, но и перед структурой, в которой работают. Кстати, в некоторых институтах РАН такая традиция сохранилась. Я считаю, в ключевых организациях космической отрасли должно быть именно так. Возможно, Роскосмосу и Минобороны нужно прийти к неким договорённостям.

Наконец, нужно предоставить большую свободу генеральным конструкторам предприятий, дать им дополнительные полномочия. А то до чего доходит: генеральный конструктор вынужден идти на пресловутый тендер и выбирать исполнителя, который запросит наименьшую цену за указанные работы. Таким образом, в отрасль попадают абсолютно случайные люди. И конструктор вынужден принимать и ставить на космический аппарат их систему, сделанную халтурно, потому что в противном случае к нему придёт прокурорская проверка и обвинит в нецелевом расходовании средств.

Но и спрашивать с конструкторов надо по полной. Это должна быть и моральная, и материальная ответственность.

   
   

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также: