Никита Гололобов, публицист
Когда выигравшие специальный конкурс на лучшего экскурсовода старшеклассники города Дербента на площадке древнейшего в Европе поселения — крепости Нарын-кала — на художественном уровне, которому позавидуют профессиональные чтецы, декламируют стихи Пушкина и Некрасова, комок к горлу подступает.
Здесь, в Махачкале и Дербенте, чувствуешь себя намного комфортней, уютней, спокойней и безопасней, чем во многих других местах. И не имеет никакого значения твоя национальность, происхождение и вероисповедование. В дагестанском уникальном национальном «плавильном котле» сформировалась удивительная общность людей, в которой каждой — даже самой малочисленной — народности есть своё достойное место.
Отдельная тема — дагестанские учителя и директора школ. При всей сложности экономической ситуации в стране и республике и, мягко говоря, оставляющих желать лучшего финансировании и уровне зарплат они умудряются не только выживать, но и превращать свои школы в настоящие центры культуры, интернационализма, педагогики сотрудничества.
Школа № 50 города Махачкалы навсегда запомнится не только тем, что носит имя Расула Гамзатова, и не так давно открытым прекрасным музеем этого замечательного поэта (церемония открытия размещена на канале Youtube). Её директор Махач Изиев, как и многие другие директора дагестанских школ, — настоящий энтузиаст своего дела, которому я не колеблясь доверил бы воспитание своего, на мой взгляд, злоупотребляющего виртуальным общением 11-летнего сына-москвича. Надо очень любить своё занятие, чтобы продумать всё так до мелочей. Как театр начинается с вешалки, так и в школе, убеждён директор, значение имеет каждая деталь интерьера: от мусорного бачка и умывальников, количество которых строго регламентировано санитарно-гигиеническими нормами, до освещения в школьной столовой. Поэтому все предметы интерьера, создающие неповторимый колорит, индивидуальность и чувство дома, сделаны им своими руками вместе с учениками. Казалось бы, как можно недорого, красиво, оригинально и со вкусом украсить школьный пищеблок и столовую. Пожалуйста: светильники на кухне сделаны из чайников и мясорубок, а в качестве плафонов для большой самим директором кованной люстры в столовой использованы обычные чашки с блюдцами.
Особая гордость Изиева — педальные мусорные бачки, которые (китайские или турецкие) раньше постоянно ломались из-за изначальной хрупкости и активного использования, что приводило к постоянным конфликтам с представителями Рособрнадзора, тщательно следящими за соблюдением школой многочисленных санитарно-гигиенических требований. Как вам бачок из отработавшего свой век газового баллона, у которого отрезается верхушка, на нём крепится специально разработанный педальный механизм, а вся неубиваемая конструкция окрашивается под золотой металлик? И в завершение, на зависть обласканным бюджетом директорам столичных школ, инструкция по эстетичному оборудованию школьных умывальников: берётся рамная металлическая конструкция стандартной школьной парты, в неё помещаются две стандартные чугунные раковины. Из приобретённых по бросовым ценам на вес отходов цеха металлических конструкций выковывается декоративное обрамление и рама для зеркала. Как говорится, дело сделано.
Почему-то мне кажется, что из стен такой и подобной ей школ выйдут самодостаточные, творчески мыслящие, умеющие работать не только головой, но и руками, хорошо ориентирующиеся в непростой сегодняшней жизни выпускники, граждане России.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- Зажечь искру интереса. Лучший учитель 2016 года - о детях и их образовании →
- Министр образования Ольга Васильева: не надо стыдиться гордости за страну →
- Без синдрома Маугли. Учитель - о вреде либеральных идей в школе →