И вправду, в 2014 году Юрий Алексеевич Гагарин отметил бы всего-навсего 80-летие. И говорили бы не «каким он парнем был», а «какой он парень есть».
И вот тут-то и начинается проблема. Что бы говорили сегодня о живом Гагарине, совершенно неизвестно. Потому что герой космоса, доживи он до сегодняшнего дня, прошёл бы со всеми нами все перипетии смены эпох и вынужден был бы к кому-то примкнуть.
От него, как от героя нации, ждали бы громких слов, высказываний по тем или иным вопросам. И расколотое общество неизбежно бы заставило героический образ померкнуть. Просто потому, что Гагарину, как ни крути, пришлось бы говорить что-то, что безумно бы понравилось одним и категорически не понравилось бы другим.
Вот вам пример – первый человек в мире, вышедший в открытый космос, Алексей Архипович Леонов, дожил до наших дней. И вот, в интервью «Аргументам и Фактам» он говорит: «Мой отец прошёл один из четырёх ГУЛАГов в нашей стране – Сиблаг, расположенный в Мариинске (Кемеровская обл.). Я езжу туда каждый год. С 1918 по 1953 год только в этом месте расстреляли 200 тысяч!».
Те, кто любит разоблачать «советский режим», аплодируют и поддерживают героя космоса. А скептики возражают: за весь советский период число расстрелов не превышало 800 000 человек. С чего вдруг в одном Сиблаге расстрелянных набралось 200 000, откуда такие цифры? Не говоря уже о том, что перед Сиблагом ставились задачи по выполнению работ в интересах народного хозяйства, и устраивать там массовые побоища самой администрации было не с руки. И вот они уже, в свою очередь, шлют проклятия космонавту: эх ты, герой, все блага, всю славу получил от Советской власти, а теперь помои на неё льёшь, повторяя чужую брехню!
Вот и перестал быть национальный герой всеобщим.
Вот вам ещё пример. Первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова. Ныне – депутат от партии «Единая Россия», исправно голосующий за правительственные инициативы. С точки зрения граждан, критически относящихся к партии власти, деятельность героини космоса «направлена во вред народу». И вот уже фамилия Терешкова, некогда произносившаяся с восхищением, сейчас многими произносится с чувством брезгливости и презрения – мол, «зажралась-продалась».
И осталось от героического блеска одного воспоминание.
Вот вам пример из другой сферы. Хоккеист Валерий Харламов и фигуристка Ирина Роднина. Современники, любимцы нации. Только Харламов трагически погиб в 1981 году, а Роднина ныне депутат «Единой России», обласкана властью и активно поддерживает многие властные инициативы. В частности, так называемый «акт Димы Яковлева», запрещающий усыновление российских детей-сирот американцами.
И пока про ушедшего молодым Харламова снимают художественные фильмы, и все рассказы о нём проникнуты любовью, портрет Родниной пронесли на «Марше против подлецов» с красной надписью «Позор!» по лицу.
Так что как минимум для части общества сегодня трёхкратная олимпийская чемпионка Ирина Роднина не предмет поклонения, а объект ненависти.
Вот вам пример из искусства – Владимир Высоцкий и Юрий Любимов. Актёр и режиссёр. Главная звезда театра на Таганке и человек, этот театр создавший.
Высоцкий, ушедший из жизни в 42 года в 1980-м, остался кумиром всей нации. Да, эта популярность порой выглядит издевательством над памятью поэта, но сам Высоцкий в этом точно не виноват. Он при жизни не сделал ничего, чтобы дать повод сейчас плеваться в его сторону.
Любимов, напротив, пережил всех главных звёзд своего театра, дожил до почтеннейшего возраста, но погряз в таком количестве скандалов и дрязг, что назвать его «всеобщим кумиром» не придёт в голову даже самому рьяному фанату.
Так что нет никаких сомнений, что доживи Гагарин до XXI века, его светлый образ в глазах многих давно бы померк, а овации части бывших обожателей сменились бы на вёдра помоев.
Поэтому, как ни грустно это звучит, обращаясь к Юрию Алексеевичу в День космонавтики, можно сказать:
– Спасибо, Юра, что не дожил!
Должны же оставаться у народа бесспорные герои.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции