Праздник растерянных душ. Пора учиться штукатурить, чтобы завершить стройку

Вячеслав Костиков © / АиФ

Новогодние праздники россияне встречали с растрёпанными чувствами. Внешне всё было как всегда: Ёлки, детские хороводы, подарки, привычное застолье. Телевизионные балагуры привычно веселили подвыпивший народ. А в назначенный час пробили кремлёвские куранты, и страну поздравил президент…

   
   

«С Новым, 2015 годом!» - говорили друг другу друзья и родные. Но в праздничной ночи зависал вопрос: а каким будет новый год? Хватит ли денег на следующее застолье?

За несколько месяцев на россиян свалился целый ворох сложных новостей. Украинский майдан и государственный переворот в Киеве. Бегство Януковича и кровавые события в Новороссии. Возвращение под российскую «корону» Крыма и западные санкции. Полный раздрай с Европой и США и объятия с Китаем и Турцией. И, наконец, накануне Нового года - обвал рубля, валютная паника. Россияне растерялись. А тут ещё батька Лукашенко добавил «горчицы» к праздничному столу, объявив, что Белоруссия не будет больше торговать с Россией за рубли и переходит на доллары. «Мы не можем больше молиться на одну Россию». Что это значит? Это значит, что наши мечтания по поводу Единого евразийского пространства, Таможенного союза и перспектив укрепления СНГ, скорее всего, так мечтаниями и останутся.

И в довершение всего новогодний подарок из Гаваны, от Рауля Кастро. Тайные переговоры Вашингтона и Гаваны при посредничестве Ватикана завершились умопомрачительным сюрпризом: США после 54-летней вражды нормализуют свои отношения с Кубой. Восстанавливаются дипломатические отношения. Нужно ли быть большим пророком, чтобы предположить, что через несколько лет Куба вернётся в орбиту влияния США? А ведь сколько у нас было написано о Кубе песен и стихов! Сколько тысяч наших инженеров строили на Кубе образцовый социализм! Нам казалось, что «Куба - наша» и что это навсегда. Незадолго до последних событий Россия в очередной раз списала 90% кубинского долга. Сколько нам ещё потребуется времени, чтобы из романтиков стать прагматиками?

А где же граждане?

Предстоящий год (а скорее всего, годы) будет нелёгким. Во время своей предновогодней встречи с журналистами В. Путин (хотел он того или нет) фактически признал, что сроки выхода из кризиса будут зависеть прежде всего от экономического роста в Азии и Европе и роста потребления там нефти и газа. То есть от внешних факторов. У самой России, похоже, не так уж много собственных инструментов для стимулирования роста. Значит, снова нефть, газ, металлы, пшеница? Казалось бы, что после шока, который страна пережила накануне Нового года, следовало бы задуматься о пересмотре экономической модели развития. Но такое впечатление, что слово «реформы» начисто выпало из словаря наших политиков.

Одна из причин невостребованности реформ - пассивность народа. Прикормленное и приодетое недорогим импортом, убаюканное разговорами о процветании, патриотизме и особом пути, население РФ р­асслабилось. Забыли россияне, что они не только потребители, но и граждане. Социологические опросы показывают, что лишь 8% населения чувствуют ответ­ственность за то, что происходит в стране. Россия погрузилась в бытовуху, в семейные проблемы, в телевизионную развлекуху. В благополучной стране это сочли бы за благо. Но о России такого не скажешь.

Но раз у россиян нет интереса к проблемам собственной страны, то нет и потребности строгого разговора с властью. Дискуссия «о свинцовых мерзостях» ведётся в «далёком от народа» узком кругу либеральной оппозиции. Вместо откровенного разговора продолжается надоевшее взаимное восхваление. Власть воспевает народ, приписывая ему какой-то особый патриотизм и особую духовность, а народ славит власть, которая ведёт его к державным победам особым путём. Ироничным отражением этой взаимной любви является балет «Светлый ручей», который с огромным успехом идёт в Большом театре.

   
   
Коллаж АиФ/ Андрей Дорофеев

К кому вопросы?

Станет ли народ, оправившись от шока, задавать вопрос: почему вдруг помутнел такой светлый ручей? Или - что ещё важнее - станет ли население задавать неудобные вопросы себе? Прошедшие 15 тучных лет совершенно отучили и власть, и народ от строгого взгляда на собственную страну и самих себя. Укоренилось представление о том, что державная власть и богоносный народ просто не могут ошибаться. Ну чуть-чуть ошиблась недавно Набиуллина, ну недосмотрели чуть-чуть Медведев с Шуваловым... Их пожурили.

В результате затянувшегося всероссийского благодушия в стране выросло целое поколение политиков, депутатов, а­налитиков, «мыслителей» и телевизионных пророков, которые ни о чём другом, как только о величии России и м­ерзости зарубежных агентов, не умеют говорить. Мы грезим о блеске славы (чаще в­сего - б­ылой) и не видим грязи на наших улицах. Мы с таким упоением разглядываем язвы зарубежья (дальнего и б­лижнего), что не ощущаем собственных хронических болезней.

*   *   *

Гуляя по центру практически любого крупного города, постоянно натыкаешься на по­стройки начала ХХ в. Возведённые в период экономического подъёма, незадолго до революции 1917 г., многие из них до сих пор стоят неоштукатуренными. Такая же незавершённость - неоштукатуренность - характерна и для нашей государственной жизни. У нас к какому углу ни приглядись - всюду недострой. Недостроенная власть, при которой мы не знаем, где начинаются и где кончаются полномочия президента и премьера. Недостроенная судебная система, при которой можно руководствоваться не только законом, но и «понятиями». У нас недостроенный рынок, на котором бензин дорожает или дешевеет не в зависимости от колебаний цен на нефть, а от совсем других колебаний. У нас недостроенный парламент, о депутатах которого говорят, что они только для внутреннего пользования и их нельзя показывать за границей.

Так, может быть, на время забыть о праздничных салютах и вернуться к российской политической стройке? Научиться хотя бы вовремя штукатурить...

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции