Михаил Жванецкий: рубль падает? Не стой под ним!

Михаил Жванецкий. © / Екатерина Чеснокова / РИА Новости

«Выборы действительно надо сделать платными. Только платить нам».

   
   

Бессменный «Дежурный по стране» писатель Михаил Жванецкий с юмором ответил на вопросы известного ведущего Андрея Максимова

Лечить зубы и угощать?

- Глава Мособлизбиркома Ирек Вильданов предложил ввести налог на избирателей: если человек не ходит на выборы, он должен платить за это деньги в казну. А за неучастие в чём ещё можно собирать налоги?

- Правильно, во-первых, надо сделать выборы платными - только платить нам за то, что мы пойдём туда. Почему люди не ходят на участки? Исчезла даже слабая непредсказуемость. Слабая непредсказуемость вызывает слабую посещаемость. Люди ходили, ходили и в результате подумали: а зачем? 

Во-вторых, нужны продовольственные наборы. Выборы пройдут гораздо оживлённее. В-третьих, если есть возможность, открыть буфеты и по­ставить столики. Вообще будет здорово! Оркестры, музыка... И ты в танце с красивой девушкой можешь бросить бюллетень. Люди будут мечтать о посещении такого чудесного места, как избирательный участок! С лета будешь думать о том, как ты туда пойдёшь! А если там ещё организовать, допустим, бесплатную флюорографию, бесплатную проверку зубов, протезирование наладить... Ребята, вместо того чтобы посылать врачей на село из-за этой реформы, пусть лучше они проверяют здоровье у населения на выборах. 

Конечно, нас надо оживлять. А то что же он, этот чиновник?! В выборах ничего менять не хочет, а хочет, чтобы мы взяли и пошли туда? Это может быть только при условии вот этого прекрасного обслуживания!

Хоть пой, хоть пей

Наступило замечательное время! Вообще не нужно самому соображать. В нашей стране разрешили все виды деятельности, кроме умственной. Раньше, кто не хотел заниматься комсомолом, шёл в науку, на производство, придумывал захваты, отбойные молотки. Сейчас до того полегчало, что просто ничего не надо. Раньше услышал призыв - делал вид, что что-то делаешь; сейчас услышал - одобрил и пошёл дальше. Из дейст­вий - одобрение, из мыслей - пропитание. И развлечение в виде любви. 

   
   

Когда слышу крики: «Осторожно, рубль падает!» - отвечаю: «Ну, отойди, не стой под ним!» Что-то падает, что-то уже упало, что-то поднялось - бывает. Главное - так здорово, что от тебя ничего не зависит. Хоть пой, хоть пей. Никогда ещё такого времени не было: ни производительных сил, ни производственных отношений. Ребята там наверху чего-то придумают, наверное. А нас спрашивать не надо, мы как-то не участвуем, просто не понимаем в этом ничего, в происходящем. Все твои крики «одобряем» ничего им не дают. Они тоже, эти ребята наверху, не знают, что нам посоветовать, как и мы не знаем, чем им помочь. Такое независимое вращение населения и его руководящей крыши порождает подозрение, что мы вращаемся в разных местах.

Раньше репродуктор шумел: «Наше дело правое, мы победим». Кого и за что победим, мы точно не знали, но озабоченно смотрели все в одну сторону. А сейчас наверху с завистью смотрят вниз, на нас. Мол, вы и выездные, и зимой загорелые, в Хургаде, Наталии, Натании, Анталии. Вспомним, когда такое было - ни при царизме, ни при сталинизме, ни при плюрализме! Как же не радоваться безумно? Ну наконец-то, верх отдал самое дорогое, чтоб низ жил по-человечески. Побросали всё потом и кровью добытое. А ты сейчас дома сидишь и сладко думаешь: рвануть, что ли, в Хельсинки за хамоном назло соседу с мигалкой? Никогда к собственной власти мы так хорошо не относились. Там всегда было много добрых людей, но таких толковых, как сейчас, ещё не было. Поэтому мы и говорим, в общем, не разбираясь ни в чём: давайте, делайте, что хотите, поддерживаем. А за то, что нам ни о чём думать не надо, отдельное глубокое спасибо. 

*  *  *

Главное, что мы потеряли с уходом социализма и неприходом капитализма, - мы потеряли знакомые лица. В СССР не было тусовок, но были очереди. Главный вопрос был в очереди: «Молодой человек, запомните меня, пожалуйста, я отойду». - «И вы, женщина, запомните меня, у меня ребёнок». - «Ну-ка, дайте я на вас посмотрю, всё, идите».  

Где-то через минут ­30-40: «Это я, я здесь стояла за молодым человеком». - «Да-да-да, помним, становитесь». - «Куда она становится, я не помню её!» - «Стояла она, подтверждаем, мы её запомнили». Потом идёшь по городу. «Здрасте». - «Здрасте». - «Откуда я вас знаю?» - «Ну как же, позавчера за молоком в 6 утра кто вам очередь держал?» И было столько поводов для простой человеческой близости и сочувствия. Весь низ до нижней половины верха жил одинаково, спал, ел, пил, надевал одно и то же и мечтал об одном - хорошо поесть. Эти мечты превратились в жизнь сегодняшнюю, жизнь без мечты, без планов, без взлётов, но с едой. Хотя, я думаю, мы просто торопимся и не знаем, о чём мечтать. Мы знаем две жизни - прежнюю и эту. А есть ещё третья - это ещё не жизнь, которой мы живём, а только дорога к ней. 

Вопросы от читателей  «АиФ»

В 2014 году юбилей сразу у двух красавиц: Софи Лорен - 80 лет и Твигги - 65. Первая - женщина с формами, а известная супермодель - худая, как жердь. По-вашему, кто из них красивее? 

Виктор, Соликамск

- Манекенщицы почти все такие - как жерди. Мне кажется, они специально подобраны так, чтобы вешать на что-нибудь платье и на что-нибудь (я настаиваю на этом «что-нибудь»!) туфли надевать. Настолько это бесцветные, мрачные существа. Слава богу, что они хотя бы материально хорошо обеспечены, иначе их совсем жалко было бы. А Софи Лорен совершенно из другого теста. Эта походка, эта высота, этот талант... Очень часто режиссёры снимали именно её походку... Сразу видно: идёт настоящая женщина. В таких, как Софи Лорен, Катрин Денёв, целые поколения влюблялись. И до сих пор они выглядят прекрасно. Вот что значит содержание! 

С вашим сегодняшним опытом какую бы вы выбрали профессию, если бы вам снова было 18 лет?

Юлия, 16 лет, Владикавказ 

- Я бы снова пошёл за какой-нибудь девушкой, и она бы мне подсказала, чем мне заниматься, как это и было в моей молодости.

С вашим сегодняшним опытом, будь вам 18, влюбились бы вы заново в тех же самых женщин?

Ольга, Москва

- Когда тебе 18 лет, ты не выбираешь, в кого влюбляешься. Я был подростком, глубоко травмированным раздельным обучением. В кадетской школе № 2 учились одни мальчики, а в 118-й школе были одни девочки. У нас даже перемены были в разное время. Но, когда наступала весна, мы всё-таки встречались. Девочки... Для нас это были сказочные, совершенно незнакомые сущест­ва. Если б я мог описать, что мы испытывали при взгляде на них! Но! Женщина, которой мужчина не нравится, не позволит себя выбрать! Так что именно она всю жизнь и решает за двоих! Если женщина высчитала, что это будет прекрасный отец для детей, она хитро всё сделает так, чтобы он «выбрал» её.

От редакции. Присылайте свои вопросы для Михаила Жванецкого по электронному адресу mj@aif.ru и на почтовый адрес редакции: 107996, Москва, ул. Электрозаводская, д. 27, стр. 4.