Мне всегда казалось, что главная задача школы — это запускать в юных человеческих душах механизм саморазвития. Не вдалбливать в головы школяров постулаты, а прорабатывать с ними важные вопросы жизни. Но вместо этого (спасибо реформаторам, ставящим бесконечные эксперименты над школой) образовательный процесс превратился в тренинг по сдаче ГИА и ЕГЭ. Детей не учат, а натаскивают, «затачивая под ЕГЭ». Ребёнку с раннего возраста вдалбливают мысль: нет смысла развивать воображение, успеха в жизни добиваются лишь те, кто правильно сдаёт тесты.
Мой старший сын учится в 9-м классе, а супруга в этой же школе, где учится ребёнок, преподаёт русский и литературу. С женой мы почти не видимся и редко общаемся, даже когда она дома. Ежевечерне у неё — проверка тетрадей и беспрерывные разговоры по телефону с родителями учеников, про которых она обязана знать всё. Знать, чтобы не проглядеть, не дай бог, какое-нибудь ЧП (на бесправного учителя спустят всех собак, случись чего). В школе у моей супруги тем более нет времени. Ни на что. Даже на то, чтобы перекусить и, пардон, сходить в туалет. Всё внеурочное время у неё отнимает бюрократическая бумажная работа — заполнение журналов (теперь их два — электронный и бумажный), всевозможных отчётов по учебной, воспитательной работе, отчётов классного руководителя, отчётов по проведению каждой диагностической работы. Да, учителям добавили денег, но при этом загрузили бессмысленной отчётностью, которая к образованию никакого отношения не имеет. При этом и школьников «грузанули» по полной массой абсолютно необязательных заданий, которые никак не развивают их личностные качества.
«Времени на живое общение со школьниками у учителей не остаётся, — правильно заметил писатель, журналист Дмитрий Быков, выступая на «Эхе Москвы». — Да и современный школьник загружен не тем. Он всё время вынужден заниматься презентациями и проектами». Цена таких «презентаций и проектов» всем известна: редкий школьник добросовестно сам выдумывает, создаёт (нынешние методики преподавания отучают это делать). Чаще ученики копируют что-то готовое из интернета, добавляя пару – тройку предложений «от себя». Ну и кого вырастит учебное заведение, принуждающее детей выполнять механическую работу «для галочки»? Киборгов с «отформатированным» (подогнанным под установленный формат или стандарт) сознанием?
Последствия «тестовых» методик уже дают о себе знать. Например, сын моей коллеги, ученик 4-го класса, в общении с родителями уже не может обходиться без тестов. «Папа, мама, завтра выходные. Угадайте, куда мы пойдём. А) на горку; Б) в музей; В) в театр; Г) в кино», — устроил он им как-то экзамен. «В кино», — предположили они. «Не угадали, вариант «А». Двойка вам за незнание», — ответил сын.
Невротизации детей (а также их родителей) способствует и бесконечное запугивание ГИА и ЕГЭ. Класса с 8-го школьникам рисуют мрачные перспективы: Ужас, ужас! Не сдадите, никуда не поступите, так и останетесь неудачниками и отбросами общества. Конечно, у детей нет никакого желания ходить в школу, где идёт бесконечная гонка не за знаниями, а за показателями. А мы, взрослые, всё удивляемся: откуда этот рост подростковой шизофрении (яркие симптомы которой обнаружились у расстрелявшего в упор учителя и полицейского столичного десятиклассника Сергея Гордеева, отличника, между прочим, претендовавшего на золотую медаль)? Как он сам признался, на этот поступок его толкнуло желание узнать, а что там дальше, после смерти? Представляете, 15-летний мальчик из благополучной семьи, отличник, вдруг решил умереть… Почему? Нам всем важно понять. Чтобы потом не удивляться, почему наши дети такие бездушные, жестокие и, вообще, уставшие от жизни уже в подростковом возрасте? Может, хватит «тестировать» наших детей, давайте учить их тому, как призывал древнегреческий философ Аристипп, что «пригодится им, когда они вырастут». Друг Сократа осознал это примерно за 400 лет до нашей эры.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- Инна Завалишина:«Даже в самых бедных странах Африки к учителям так не относятся» →
- Учитель с навыками супергероя. Как реформы отразятся на школе? →
- Не надо уроков! Как школы убивают желание учиться →