Освоение отечества

Вячеслав Костиков © / АиФ

Большое внимание привлекло выступление Даниила Гранина в немецком бундестаге. Почему немцы пригласили русского писателя? Почему слушать его рассказ о героизме ленинградцев пришло всё руководство Германии? И почему провести подобные слушания не догадались наши депутаты? Почему, кроме президента В. Путина, никого из политиков не было ни в прошлом году в Волгограде на 70-летии Сталинградской битвы, ни в Петербурге в эти дни, когда вспоминали блокаду?

   
   

Нравственно недоразвиты

В чём причина странной забывчивости? Не в том ли, что многие из наших политиков исповедуют особый вид патриотизма - показного, рассчитанного на то, что его услышат из Кремля и дадут орден за «заслуги в освоении Отечества»? Понимают ли наши избранники, что настоящий патриотизм - это не только геор­гиевская ленточка на лацкане пиджака? Патриотизм всходит не по мере внесения очередной порции бюджетных удобрений, а совсем по другим причинам. Да и есть ли уверенность в том, что предусмотренные на патриотическое воспитание деньг­и (около 800 млн руб. на 2011-2015 гг.) не будут разворованы или потрачены на банкеты, как это уже не раз случалось в регио­нах?

В стране начиная с 2001 г. запущена уже третья программа патриотического воспитания. Деньги освоены, а результатов не видно. Результат скорее обратный. Сегодня недорослей с телеканала «Дождь», решивших выяснить у зрителей в ходе опроса, надо ли было сдать Ленин­град немцам, объявляют чуть ли не врагами. Но враги ли они? Скорее просто невежественны и нравственно недо­развиты. Точно так же, как сотрудники ВГТРК, которые выложили в социальной сети цитату о Ленине идеолога нацизма Геббельса, причислив последнего к «великим» людям. Как авторы плакатов к Дню Победы в Екатеринбурге, с которых на ветеранов вместе со словами поздравления смотрели дула фашистских танков. И как те, кто жарит шашлыки на Вечном огне, устраивает там пляски с голой задницей, глумясь над святым.

Да и можно ли ожидать всплеска патриотических чувств? Ведь патриотизм не произрастает на культурной и нравственной помойке, которую генерирует наша ожиревшая, престарелая и полумафиозная эстрадная попса. Патриотизм произрастает из освоения своей истории и причастности к ней. Он не пузырится ни от громких призывов, ни от вливания жира. Он сам поднимается во весь рост, когда Отечеству грозит опасность и люди в беде. 

Даниил Гранин в Берлине не произносил громких фраз, не размахивал с трибуны георгиевской ленточкой. Он тихим голосом рассказал о тех страданиях, которые претерпели ленинградцы во время блокады. Но зачем его пригласили немцы? Зачем захотели ещё раз услышать о преступлениях соотечественников-нацистов? Ведь это непатрио­тично, а нынешнее поколение немцев в преступлениях бешеного фюрера и его бесноватых пропагандистов неповинно. Видимо, для послевоенного поколения немцев патриотизм не в том, чтобы открещиваться от преступлений, а в том, чтобы трудная память о злодеяниях нацистов помогала им строить современную Германию, свободную от фашизма.

   
   

Школа патриотов

У нас и сегодня актуален вопрос: а какую Россию хотим строить мы? Есть ли у нас общенациональный патриотический проект? Ответа нет. А нет потому, что мы завязли в болотах собственной истории. До сих пор не поймём, кто у нас герой, а кто злодей. И ведём бессмысленные игры в «выбери героя». Ну, изберём мы снова главным героем тов. Сталина или маршала Жукова. А куда девать Суворова, Кутузова, Рокоссовского? Куда девать Сергия Радонеж­ского, Екатерину Великую? Нам всё ещё хочется не осмыслить трагические страницы нашей истории, особенно истории ХХ в., а улучшить её, стереть со страниц неприятные моменты. 

С большим опозданием признано, что, опубликовав свой «Архипелаг ГУЛАГ», А. Солженицын совершил гражданский и патриотический подвиг, вытащил из-под завалов коммунистической лжи горькую правду. И эта правда даёт нам возможность сегодня (в том числе и власти) избегать новых тоталитарных соблазнов. 

Был ли М. Лермонтов патриотом или недоброжелателем России, когда, уезжая на Кавказскую войну, написал своё знаменитое «Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ…»? Кем был А. Герцен, издававший в Лондоне свой «Колокол» с критикой царского режима? Царское окружение считало их изменниками. История решила по-иному. Во время просмотра на днях по телевизору очень горькой ленты о судьбе русской деревни в советской России («Две зимы и три лета» по произведениям Ф. Абрамова) я иногда утирал слёзы. Но в душе у меня шевелился русский патриот. Правда горька, но целительна. Настоящий патриотизм - это прежде всего желание знать и говорить правду о своём Отечестве.

Без зависти ​и злобы

Сегодня много говорят о воспитании патриотических чувств. Но как это делать? С чего начинается Родина? Очевидно, что у ребёнка ещё нет Родины. Для него Родина - это материнская грудь, родительская забота. И если он лишён этого, то его патрио­тизм будет ущербным. Значит, патриотизм начинается с родителей, с семьи, а потом укрепляется (или исчезает) в школе. Если в школе плохие учителя, с нищенской зарплатой и обиженные на жизнь, то и патриотизм воспитанников будет обиженным, тёмным. В нынешней России такого озлобленного, завистливого патриотизма, плюющего на заграницу, хоть отбавляй. Его носителями чаще всего являются беднейшие, люмпенизированные слои населения, люди, обманутые и заворожённые популистской риторикой. Ну и те депутаты, за которых эти слои голосуют. Но патриотизм - это не ненависть к чужому, а любовь к собственной стране.

*   *   *

Принято считать, что патриотизм - абстрактное понятие. Что оно ближе к философии или религии. Но на самом деле патриотизм материально очень конкретен. Не в смысле выделяемых государством денег, а в том смысле, что одной из основ патриотизма является материальная и бытовая культура народа. Вспомним русскую классику. «Войну и мир» Л. Толстого, например. Откуда такой восторженный, такой искренний патриотизм у Петеньки Ростова? Да оттого, что он рос не только в окружении любящей семьи, не только в окружении липовых приусадебных аллей, но и в окружении бытовой культуры и благополучия. Российское дворянское сословие было за редчайшим исключением сплошь патриотическим. И этот патриотизм вёл не к спонтанному, а к осознанному подвигу во имя Отечества. А ведь царское правительство не выделяло средств на патриотическую пропаганду в лицеях и не заставляло петь русский гимн.

Карл Маркс очень точно заметил в своём «Манифесте», что у «пролетариата нет отечества». Но Отечества не имеют и нищие. Бедность не генерирует патриотизм. Она порождает безразличие. Патрио­тизм - это ощущение родного дома, а не трущобы. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Воспоминания о блокаде, семейные истории, загадки и тайны одной из страшнейших страниц российской истории – на спецпроекте АиФ-Петербург «Ленинград: 70 мгновений». Подробнее>>