«Никому не нужный спорт»: в Рыбинске парашютисты лишились доступа в небо

В невесомости. Фото Из архива аэроклуба

Рыбинский аэроклуб выпустил большое количество именитых спортсменов, а во времена ВОВ он воспитал шестнадцать Героев Советского Союза. Сейчас спортсмены в недоумении – они остались без самолета, а клуб – под угрозой закрытия.

   
   
Аэродром с высоты 300 метров. Фото Юлии Шатохиной

Крушение

2 марта 2013 года самолет АН-2, выполняющий стандартный полет неподалеку от города Рыбинска, совершил вынужденную аварийную посадку. Пилот попытался дотянуть до посадочного поля, но не хватило буквально трех метров высоты. Самолет зацепился крылом за дерево и упал в лесополосу. Причиной оказалась потеря мощности двигателя при взлете.

На борту в это время находилось 13 человек: 10 спортсменов-парашютистов и 3 члена экипажа. Благодаря мастерству пилота серьезных травм удалось избежать. Самолет АН-2, единственный воздушный транспорт рыбинского аэроклуба, восстановлению не подлежит.

«Так получилось, что в год своего 80-летия мы остались без самолета. ДОСААФ выделяет нам другое транспортное средство, но оно не на ходу, требуется ремонт», - говорит начальник рыбинского авиационно-спортивного клуба Дмитрий Авдеев.

Руководитель рыбинского аэроклуба Дмитрий Авдеев. Фото Юлии Шатохиной

Памятник парашютному спорту

Площадка приземления парашютистов, находящаяся в поселке Кстово около города Рыбинска, занимает несколько десятков гектаров. Сейчас там стоит непривычная для жителей соседних деревень тишина. Не взлетает ежедневно самолет, не видно куполов парашютов.

В ожидании неба. Фото Юлии Шатохиной

На поле — в ожидании взлета — стоят несколько спортивных воздушных средств, предназначенных для обучения летчиков. Напротив них расположился самолет АН-2, списанный по техническому состоянию и оставленный на этот месте скорее как памятник парашютному спорту. Чтобы объект выглядел не так печально, местные умельцы разрисовали его граффити.

На ремонт самолета, выделенного аэроклубу взамен потерпевшего крушение, требуется больше двух миллионов. Таких денег у аэроклуба нет. Открыт благотворительный счет, но силами неравнодушных людей собрано всего 300 тысяч рублей. Руководство клуба пыталось обратиться на один из рыбинских заводов и к губернатору Ярославской области. Никто не отказал, но и положительного ответа, а тем более денег, не поступило.

   
   
Разбитый самолет на приколе в ангаре. Фото Юлии Шатохиной

На сегодняшний день парашютное звено находится в замороженном состоянии. Город остался без показательных выступлений, а рыбинцы – без возможности подняться в небо. За день в клуб поступают десятки звонков от желающих прыгнуть с парашютом. Ответ один – пока прыжки не производятся.

Спорт стал не нужен

Михаил Синев пришел в аэроклуб в далеком 1983 году за мечтой: стать летчиком. Но на тот момент ему не исполнилось 18 лет, потому решил сначала попробовать себя в парашютном спорте. Попав в этот мир, решил остаться там на всю жизнь. Далее армия, войска ВДВ, сборная по парашютному спорту. А после возвращение на «гражданку», и с тех пор он является инструктором парашютно-десантной подготовки в своем родном аэроклубе.

Парашюты спортсменов сохнут после последних соревнований в классе аэроклуба. Фото Юлии Шатохиной

Как рассказывают инструкторы рыбинского аэроклуба, в прежние времена парашютный спорт был более доступным для людей, в клубе занималась около 150 спортсменов. Сейчас всего лишь 25.

«Если раньше прыгать с парашютом считалось престижным, то сейчас молодые люди предпочитают праздное безделье и употребление спиртных напитков, нежели спорт. В свое время наш аэроклуб с трудом вмещал всех желающих, сейчас же людей приходится увлекать. И удерживать тех, кто занимается. При отсутствии самолета — это просто нереально», — комментирует Михаил Николаевич.

Такое количество строп нужно правильно уложить при подготовке парашюта. Фото Юлии Шатохиной

Около 25 спортсменов, тренировавшихся в аэроклубе, лишились возможности подниматься в небо. Потому и на соревнования приходится выезжать без подготовки. Теоретически существует возможность тренировок в ярославском аэроклубе, но, подсчитав стоимость поездки, от нее приходится отказываться. Ведь в своем аэроклубе делали для спортсменов все возможное, чтобы уменьшить стоимость при подготовке к сборам. А откуда, допустим, у 16-летнего молодого человека найдутся огромные деньги на проезд и оплату прыжка?

Инструкторы проверяют парашютные системы перед прыжком перворазников. Фото из архива аэроклуба

«Для того чтобы достичь результатов в парашютном, как и в любом другом виде спорта, необходимы постоянные тренировки. Уменьшается опыт, теряются навыки даже у опытнейших спортсменов, что говорить про начинающих? Мы очень надеемся, что найдется финансирование на ремонт самолета, и рыбинцы вновь будут подниматься в небо. Но мечты потихоньку тают», — рассказывает Михаил Синев.

На голом энтузиазме

Замороженное состояние парашютного звена – большой удар по финансам аэроклуба.

Волнующий момент открытия парашюта. Фото из архива аэроклуба

«Самая большая проблема в том, что люди сидят без работы. А заплатить им никак — не с чего. Многие сотрудники работают здесь очень давно, и настолько преданы своей работе, что, несмотря на сложившуюся ситуацию, остаются на своих местах и надеются, что ситуация изменится. Все мы на это надеемся», — говорит Дмитрий Авдеев.

Руководитель клуба показывает непривычно пустые парашютные классы. На данный момент там стоит тишина. В комнате находятся лишь парашюты, которые сушатся после последних соревнований. На стенах – подробные инструкции парашютистам. А в следующей комнате на полках хранятся костюмы спортсменов, ждущие своих хозяев.

Рыбинский аэроклуб, как и другие по всей стране, находится на полном хозрасчете.

Вторая партия на взлет! Фото из архива аэроклуба

«Если во времена СССР государство полностью обеспечивало аэроклубы, начиная от амуниции, заканчивая авиацией, в том числе и ремонтом, то теперь ситуация с точностью да наоборот. Финансирования нет никакого. ДОСААФ выделяет нам технику, но ее содержание и все остальное полностью ложится на наши плечи», — поясняет Дмитрий Александрович.

Количество аэроклубов после 2000-х сократилось в 2 раза. Сейчас по всей России менее 100 организаций. В этом плане Ярославский регион уникален: здесь существуют и пытаются выжить целых два аэроклуба.

Осторожно, спортсмены в небе. Фото из архива аэроклуба

По словам руководителя, то, что аэроклуб еще функционирует – заслуга патриотичных работников, людей советской закалки, которые настолько вжились в этот спорт, что уже не мыслят себя без него. Спортивные направления аэроклуба по своей сути не могут приносить большую прибыль. Иначе это вид спорта станет недоступным для большинства.

Для сборной команды города аэроклуб закупил пять парашютов. Остальные спортсмены покупают обмундирование на собственные средства. Чтобы понять, о чем идет речь, можно привести следующие цифры: б/у парашютная система, которая прослужит около четырех лет, стоит около 100 000 рублей, новая обойдется в 200 000 рублей. В прежние времена все спортсмены были оснащены за счет государства.

Прыжок в тандеме с инструктором. Фото из архива аэроклуба

Самолеты АН-2 – основная техника аэроклубов по всей России. Эти воздушные транспортные средства были выпущены еще в 80-х годах. И с каждым годом их рабочий ресурс все уменьшается. Но средств на более современное оснащение найти негде.

Тоска по небу

Меж тем рыбинский аэроклуб имеет богатую историю. За 80 лет своего существования через него прошли множество известных спортсменов. Среди них: двукратная абсолютная чемпионка мира по парашютному спорту Татьяна Осипова, летчик первого класса Сергей Шабалков, абсолютный чемпион мира по прыжкам с парашютом Денис Добряков и многие другие. За годы ВОВ 16 выпускников клуба удостоены звания Героя Советского Союза.

Спортсмен Денис Добряков на параплане с мотором. Фото Юлии Шатохиной

«У организации богатейшая история, которой можно гордиться. Именно сюда приходят мальчишки с мечтой о полетах, которые потом идут в военную авиацию. А, как мы знаем, ситуация с подготовкой кадров в стране отвратительная. Дошли до того, что сейчас недобор в военное летное училище. Если раньше туда мечтали попасть, то теперь просто не идут. Где их взять? Да вот в таких аэроклубах, отсюда начинается летчик. Только сейчас спорт стал никому не нужен», — говорит абсолютный чемпион мира по парашютному спорту, воспитанник рыбинского аэроклуба Денис Добряков.

Чтобы представить, что чувствуют спортсмены и их инструкторы, оставшиеся без возможности подняться в небо, нужно побывать там хотя бы несколько раз. Не зря высказывание Леонардо да Винчи: «Испытай один раз полет, и твои глаза навечно будут устремлены в небо — однажды там побывав, на всю жизнь ты обречен тосковать о нем» так близко тем, кто хоть раз прыгал с парашютом.

Обучение любителей неба в подвесной системе. Фото из архива аэроклуба

«Прыжки с парашютом для меня – это как ходить. Вопреки расхожему мнению, эмоции со временем и опытом не стираются, просто из них уходит страх, и остается только восторг и удовлетворение. Когда ты отделяешься от самолета, чувствуешь: «Я дома». Ради этого чувства, ради адреналина и ощущения свободы, мы и живем этим спортом», — с «горящими» глазами говорит Михаил Синев.

Инструкторы скучают не только по небу, но и по той энергетике, которой заряжают их рыбинцы, прыгающие с парашютом.

«Когда тренируешь новичков, отдаешь им все свои эмоции, всю энергию. Но когда уже после приземления, они идут по полю или с радостными криками бегут к тебе, ты понимаешь, что все это не зря. Эмоции возвращаются обратно, причем в многократном размере», — с удовольствием вспоминает Михаил Николаевич.

Все в самолет! Фото из архива аэроклуба

Не сдаваться!

«Да, аэроклуб работает, конечно, не так, как бы нам хотелось, но мы живы, вопреки всем слухам. Здесь остались еще люди, которые готовы бороться за дело своей жизни», — говорит Дмитрий Авдеев.

А пока остаются под вопросом ежегодные всероссийские соревнования памяти Татьяны Осиповой, проводимые в августе и празднование 80-летия клуба. Но рыбинцы все еще надеются, что случится чудо. И праздник они смогут провести — на личном самолете.

Смотрите также: