Великая Пустыня. Что погребено под песками Сахары?

Лишь местные проводники умеют находить путь в постоянно движимых ветром барханах. © / Николай Сологубовский / Из личного архива

Сахара, самая большая пустыня мира, стала малодоступной для исследователей: по её границам тлеют, а то и горят ярким пламенем кровавые конфликты - в Мали, Египте, Ливии...

Российская научная группа, в которую входил Николай Сологубовский, историк-востоко­вед, член Императорского право­славного палестинского общества, писатель и кинематогра­фист, участ­ник нескольких научных экспедиций в Сахару, была одной из последних, которая открывала тайны Великой пустыни - наследие растворившихся во времени народов.    
   

Джинны из вулкана

«Природа пускает сюда далеко не всех, а неосторожных может поглотить навечно, - говорит Н. Сологубовский. - Наши проводники рассказывали: недавно из барханов, которые по пустыне двигает ветер, «вынырнула» машина с италь­янцами. Они пропали больше десяти лет назад. Видимо, пытаясь пере­ждать в машине песчаную бурю, оказались заживо погребены под песком... Но есть в этих местах ещё что-то, что стоит на страже тайн.

Одна французская исследовательница отправилась на высокое плато рядом с разрушенной столицей древних гарамантов, городом Гарама (сейчас ливийский город Джерма. - Ред.). Местные отказались с ней идти, поведав, что на плато живут злые духи - джинны. Она пошла одна и через несколько дней вернулась поцарапанной, с помутившимся рассудком».

Ещё одно таинственное место пустыни - спящий вулкан Вау-ан-Намус - не гора, а гигант­ская, в дюжину километров в диаметре, «дыра» в песке глубиной около 200 м. Внизу три озера: голубое, зелёное, красное. «Люди, которые летят над Сахарой, иногда видят это удивительное место, - продолжает Н. Сологубов­ский. - Один из наших маршрутов лежал через Вау-ан-Намус. Мы решили заночевать у одного из озёр. Ответ наших проводников был: «Ни в коем случае!» Сначала сказали, что там огромное количество москитов («намус» - «москит»), а затем заявили, что оставаться на ночь внизу опасно: из озёр выходит... чудовище. Проводники отправились ночевать наверх, а мы устроились на ночлег. В абсолютной тишине пустыни действительно стали слышны доносящиеся из чрева вулкана пугающие звуки, стоны, гул. Внезапно в свете огромной - в полнеба - луны по поверхности озера пошли большие круги...»
Исследованы ещё далеко не все укромные уголки. Фото: Из личного архива / Николай Сологубовский

Живые камни

Сахара огромна. Но это не унылое море песка: здесь есть горы и каменистые плато, изрезанные руслами высохших рек. Когда Европа во время глобального похолодания была укрыта ледниками, на пространствах нынешней пустыни, очевидно, текли реки и зеленели леса. Сегодня среди барханов прячутся редкие оазисы с озёрами, в которых иногда можно встретить и крокодилов. А сами барханы сменяются огромными участ­ками ровного, как хорошая дорога, песка - по нему можно гнать на джипе и со скоростью 150 км/ч.

Исследователей в Сахаре манят до сих пор малоизученные «музеи под открытым небом» - скалы и пещеры с наскальными рисунками. Чаще всего это огромные, до двух метров высотой, петроглифы - вырезанные до 14 тыс. лет назад на камне гравюры с изображениями диких зверей и охотников с луками. «Таких гравюр много, например, в местечке Вади Матхандуш на юге Ливии, - рассказывает Н. Соло­губовский, для которого изучение сахар­ской живописи стало частью жизни. - Рисунки на скалах вдоль сухого русла реки тянутся на 60 км, создавая ансамбль, равного которому нет нигде в мире.

Линии петроглифов настолько гармоничны, что кажется: творил очень образованный человек. На тех же камнях можно найти написанные спустя тысячи лет фрески с тщательно выписанными разными красками стадами коров и коз, бытовыми сценами. Были и рисунки сексуального характера: оргии с участием существ, у которых были гипертрофированные половые органы, а на лицах маски, как у космонавтов скафандры! У наших гидов объяснение было простым: это джинны, которые живут вокруг нас, - есть добрые джинны, есть злые. Одна из гипо­тез насчёт «танцев зверей» - охотники исполняли какие-то ритуалы, в которых участ­вовал шаман с головой зверя - того, на которого они и шли охотиться. Среди петро­глифов были изображения человекоподобных существ, похожих на медведей, на скалах есть изображения слонов и даже пингвинов, что уже само по себе должно быть предметом для изучения».
Наскальные рисунки разных эпох нередко можно найти на стенах одной и той же пещеры. Фото: Из личного архива / Николай Сологубовский

Исчезнувшие города

Тем временем развалины столицы царства гарамантов, существовавшего с 5 в. до н. э., свидетельствуют: жившие здесь народы были развиты и в инженерном отношении. Неужели развалины этого и некоторых других городов, покинутых по неизвестным нам причинам, - это всё, что было построено на обширном пространстве Сахары, где тысячи лет назад климат был мягче? «Недавно я обратил внимание на упоминание о результатах дистанционного зондирования Земли из космоса, - говорит Н. Сологубовский. - Якобы одно из исследований показало, что в пустыне под песком на глубине 100-150 м угадываются очертания древнего города. Более точных сведений найти не удалось, не исключаю, что информацию припрятали. Тем временем исследователи до сих пор ищут следы таинст­венной Атлантиды в океане. А почему она не могла во время изменения климата или рельефа погрузиться не в море воды, а в море песка? А вдруг в одной из экспедиций мы найдём и рисунки, на которых жители до тех пор цветущих городов запечатлели какие-то картины их гибели? Изучены ещё далеко не все стоянки человека даже в известных музеях под открытым небом. Но ведь есть ещё совершенно неисследованные стоянки в недоступных горах на севере Чада и Нигера. Я уверен, что Великая пустыня скрывает от нас многочисленные тайны прошлого, но на самом деле лишь ждёт первооткрывателей».

Смотрите также: