Кошмар с хвостом

Зубы у крыс растут всю жизнь... © / www.globallookpress.com

«Сдавайте 500 рублей на уничтожение клопов, тараканов и крыс», - две женщины звонят мне в квартиру в 8 утра. «У нас их нет», - отвечаю спросонья. «Не было - будут, - отвечают «крысотравительницы» зловеще. - Не обработаем ваши двери спецпорошком - вся эта дрянь к вам побежит». 

   
   

Крысы к нам не просто побежали, они к нам приехали. Во время травли лифт на нашем этаже неожиданно открылся, из него выскочили две крысы и шмыгнули к нам в квартиру. Мы их выгоняли веником два часа. Буквально через три дня после «травлемероприятий» они вернулись, видимо, с детьми, внуками и родственниками, потому что вокруг дома просто-таки образовался пищащий «серый ободок» с хвостами. 

400 крыс на 1 дом

Несколько лет назад крыса напала на малышей в городской детской больнице подмосковного Серпухова - произошло это прямо во время кормления детей. Услышав детский крик, медсестра обернулась и оторопела: здоровенная крыса кусала малышку за руку. Её попытались прогнать - она, заурчав, кинулась на другого ребёнка… Жуть! На ЧП в Подмосковье столица отреагировала немедленно - проверили на «крысоналичие» учреждения здравоохранения, образования и соцзащиты. В 10 из них обнаружили «следы наличия грызунов». Статистика некритическая, но это потому, что за ведомственными учреждениями следят строго и дератизацион­ные мероприятия проводят по расписанию и официально. А вот с «обычными домами» всё гораздо хуже. Крысы, изгнав кошек (!) с придомовых территорий, чувствуют себя реальными хозяевами большинства столичных районов. По некоторым оценкам, на одного москвича приходится… 30-40 крыс!

«Насчёт метровых крыс в Москве - это колоритная, но ерунда, - говорит Валентин Рыльников, биолог, президент группы компаний «РЭТ». - И про то, что крысы мутировали, перестали бояться людей и принялись кидаться на москвичей, тоже выдумывают. Но крысиная угроза - это реальность. Крыс в Москве стало так много, что им трудно разминуться с «соседями по мега­полису». Под одной мусорокамерой могут жить до 50 крыс, если в доме 8 подъездов - их уже 400! Дело в том, что сейчас мест­ные управы поручают борьбу с грызунами компаниям «подешевле», а если травить грызунов некачественными препаратами и, главное, не уничтожать ходы из подвала к мусорокамерам, в вашем доме очень быстро объявятся новые усато-хвостатые жильцы! Столица вполне осознаёт масштаб «крысоугрозы». Летом 2014 г. на деньги правительства Москвы на площадках по сбору мусора в металлические контейнеры начали проводить дополнительную борьбу с крысами - руками лауреатов конкурса, в котором победили 4 фирмы. Стоимость контрактов на «антикрысиную обработку» - более 20 млн рублей». 

 

«Яду! Не мне! Им!»

Это всё хорошо, но… Но этого мало. По санитарным нормам дератизация (с ловушками и ядами) должна проводиться ежемесячно. Московский городской центр дезинфекции выполняет такие работы на 50% столичных площадей, остальное - на совести частников, ДЕЗов и пр. Те на аукционах, как уже было сказано, выбирают самых дешёвых «крысоубивателей», а это в корне неверно. Нужно проводить конкурс на качество услуг, тогда результат будет другим. Кроме того, управляющие компании должны вовремя чинить трубы в подвалах, регулярно освобождать их от мусора, следить за наполняемостью мусорных контейнеров. Важно, чтобы с крысами боролись по­всеместно, а не в отдельно взятом доме. Иначе они тут же «упакуют чемоданы» и переселятся в соседнюю многоэтажку. А обитающая в комфортных условиях семья столичных крыс способна подарить городу до 800 маленьких «хвостатых москвичей»…

Медлить в борьбе с крысами нельзя, потому что они практически опережают нас в развитии. Научились ездить в транспорте и на лифте. На лето переселяются «на дачу» - поближе к водоёмам. Ориентируются во времени: знают расписание уборщиков и на этот период прячутся. В колониях крыс существуют «дежурные-оповещатели», которые сигнализируют об опасности.  Крысы могут плодиться при -18°С. Всеядны. В агрессивном состоянии крысы могут подпрыгивать на 2 м в высоту, плыть 3 дня без передышки, пробежать за день 50 км. И жить без воды дольше, чем верблюд…