Уходящий год был объявлен в России Годом охраны окружающей среды. О том, чего удалось добиться, а что еще предстоит осуществить в обозримом будущем, глава Минприроды Сергей Донской рассказал во время онлайн-конференции на АиФ.ru.
Наталья Кожина, АиФ.ru: Сергей Ефимович, как вы оцениваете общий уровень экологической культуры в стране?
— Надеюсь, вы не оставите без внимания экологически чистый транспорт. Как вы думаете, когда россияне смогут пересесть на него?
— Переход на экологический транспорт — проблема не только России, но и других стран мира, которые уже не первый год ищут экономические возможности для осуществления этой задачи. Пока это очень дорого. Однако, по прогнозам ученых, к 2015 году на дорогах всего мира появится уже около 3 млн электромобилей.
Что касается нашей страны, то здесь инфраструктура для такого транспорта пока еще не сформирована. Например, создание системы заправок для электоромобилей находится на самом начальном этапе, когда таких АЗС по всей стране — единицы. Но что касается Минприроды, то мы уже сегодня, где это возможно, привлекаем к своим проектам экологически чистый транспорт.
— А как обстоят дела с наказанием предприятий, которые загрязняют окружающую среду?
Кроме того, при нарушении правил обращения с отходами предусматриваются штрафы (до 300 тысяч рублей) и даже лишение свободы (на срок до восьми лет).
Усилена ответственность за нарушения нормативов допустимых выбросов и сбросов, условий их соблюдения, а также нормативов забора воды и водоотведения. Административные штрафы для должностных и юридических лиц были увеличены в 5-15 раз.
— Но ведь штраф в 300 тысяч — ничто, по сравнению с тем ущербом, который иногда наносится природе.
— Повышение штрафов — далеко не единственный метод воздействия на нарушителей. Разработаны механизмы возмещения экологического вреда. Стоимость этого вреда сопоставима с затратами на предотвращение или устранение загрязнения. Например, на строительство необходимых очистных сооружений.
Сейчас Министерством утверждены методики исчисления вреда, причиненного водным объектам, почвам, животному миру, недрам. Эти методики уже применяют надзорные органы.
Кроме того, Минприроды России подготовило проект Федерального закона, который предполагает снижение негативного воздействия на окружающую среду до уровней, соответствующих наилучшим экологически безопасным мировым технологиям. Эти технологии будут применяться в отечественной промышленности.
Мы рассчитываем стимулировать предприятия, которые применяют безопасные для окружающей среды технологии. В то же время для компаний, которые этого делать не будут, платежи возрастут в сто раз.
— Сергей Ефимович, почему у нас такие мягкие и лояльные законы в отношении браконьеров, может, стоит ужесточить их?
— В этом году нами была введена уголовная ответственность за браконьерство, а также за контрабанду и оборот из утвержденного перечня особо ценных видов животных. То есть за хранение, перевозку или продажу, например, шкуры белого медведя, амурского тигра, леопарда или снежного барса браконьерам теперь грозит не только миллионный штраф, но и лишение свободы — от трех до семи лет. Если подобные преступления совершили должностные лица с использованием своего служебного положения или организованная группа, то сроки и размер штрафов будут еще выше.
Также в этом году были существенно расширены полномочия охотничьих инспекторов. Сейчас их в России насчитывается всего 3,5 тысячи. То есть в зону ответственности одного инспектора попадает более 4 тысяч га., после вступления в силу нового закона инспекторы имеют право производить осмотр вещей и транспортных средств охотников, использовать современные фото- и видеорегистраторы, составлять акты о признаках административного или уголовного правонарушения. Всю полученную информацию они будут передавать надзорным и правоохранительным органам. Также новое законодательство позволит привлечь к охране животных более 30 тысяч егерей охотпользователей.
— Что вы думаете об акции «Гринпис» на «Приразломной»?
— Мы давно сотрудничаем с «Гринпис России». Поэтому я воздержусь от оценки их действий с юридической точки зрения. Но я убежден, что высказывать свою позицию в формате таких акций — неправильно и неконструктивно. Свои конкретные предложения и видение проблемы Гринпис мог представить как мне лично, так и на Общественном совете при Минприроды России, в работе которого эта экологическая организация активно участвует.
За каждой буровой платформой — а все они являются объектами повышенной опасности! — Министерство и Росприроднадзор следят очень внимательно. Их строительство и запуск в эксплуатацию каждый раз проходит обязательное многоуровневое согласование. За все время строительства «Приразломной» в Росприроднадзор не поступило ни одного сигнала о необходимости провести дополнительные проверки. Хотя если «Гринпис» был бы заинтересован выявить или предотвратить нарушения, то в первую очередь ему следовало обратиться именно к нам.
— Сергей Ефимович, вы вместе с Дмитрием Ливановым замыкаете рейтинг министров правительства Медведева, по данным ВЦИОМ. Считаете ли вы народное мнение объективным, как сами оцениваете свою деятельность на этом посту?
— Разумеется, мнение граждан для нас очень важно, и Минприроды постоянно к нему прислушивается. Мы работаем с обращениями граждан. Только в этом году их было зафиксировано больше 5,5 тысяч. На каждое мы обязаны реагировать и предоставлять людям информацию о принятых мерах для решения проблемы, если она будет подтверждена.
Подводить итоги своей деятельности еще действительно рано, но я стремлюсь к тому, чтобы Россия стала более комфортной страной для жизни, с точки зрения экологии и использования природных ресурсов.