Всероссийский день посадки леса в Подмосковье отметили по-разному – волонтеры-экологи из «Гринпис» отправились восстанавливать ельники, погибшие от нашествия жука-короеда, а областной Комитет лесного хозяйства организовал посадки на месте массивов, сгоревших жарким летом 2010-го.
«Осторожно, гадюки!», «Осторожно, клещи» - такие таблички развешаны на территории бывшего горельника в Орехово-Зуевском районе. В 2010 году от лесного пожара здесь сгорело более 600 гектаров елово-соснового леса. Сегодня площадку подготовили к восстановлению: Комитет лесного хозяйства призывал жителей Москвы и области помочь с посадками, на место приехали около двух тысяч волонтеров. В основном – работники организаций, работающих с лесом: лесничеств, лесхозов, пожарных отрядов.
Спросите чиновников
По плану лесовосстановления, в этом году планируют высадить около 9 млн деревьев, плюс, еще 7 – сверх плана, привлекая волонтеров. До лесных пожаров на месте бывшего горельника был сосново-березовый лес, в рамках эксперимента здесь попробуют посадить и молодые дубы. Саженцы – крохотные – около 20 см, с ними сложнее работать, но зато они лучше приживаются. Крупномеры нужно высаживать только с комом земли, но для массовых посадок такой вариант не подходит: требуют много внимания.
Несколько деревьев посадил и Андрей Воробьев, и.о. губернатора Московской области. Он приехал, чтобы поучаствовать в акции и дать поручения сотрудникам, но уже в первые минуты его атаковала жительница Подмосковья, которая считает, что в ее районе лес целенаправленно убивает местная администрация. Жалобы на местных чиновников озвучивают и волонтеры.
Восстанавливаемый сегодня лес принадлежит землям Гослесфонда и находится в подчинении областного комитета – но большой массив поврежденных участков находится на территории муниципальных образований. «У нас в Истре лес поврежден короедом, деревья стоят сухие, мертвые, прямо возле домов. Никто ничего не делает, говорят, у нас на это денег нет» - рассказывает один из волонтеров. «А вы им позвоните и спросите, куда тогда идут деньги, выделенные из бюджета на озеленение, - замечает Святослав Некляев. – Спросите прямо: как боретесь с лесными вредителями?»
Лес в шефство
«Мало высадить, важно защитить его от пожаров, — говорит председатель комитета лесного хозяйства Московской области Евгений Трунов. – Здесь высокая пожароопасность, здесь торфяники. Сложных районов много, это и Павлово-Посадский, и Воскресенский, и Раменский, и Шатурский. Конечно, много участков высохло из-за вспышки короеда. На этих участках мы рубим – другого выхода нет – усиливаем патрулирование. Но не стоит говорить, что этим летом лес вспыхнет, в 2010 году сухого леса вообще почти не было, зато была засуха и пожары, источником которых, в том числе, были и люди».
Последствия вспышки численности «хвойного» вредителя, короеда - мертвый, засохший лес - удастся ликвидировать только через 6-7 лет, еще два-три года уйдет на восстановление лесов, говорит чиновник. А дальше – единственный способ предупредить новую эпидемию – постоянный уход. Чтобы не запустить, как уже однажды случилось.
Среди волонтеров много школьников, которых «организовали» учителя. Педагоги говорят, не всех отпустили родители, но те, кто поехал, пока не жалеют. Гадюки пока никого не укусили, лишь пару клещей нашли - на взрослых.
Клещи возращаются – добрый знак
«Сейчас много говорят о лесных пожарах, но зря умалчивают о клеще - в этом году его численность выросла на порядок, - рассказывает Святослав Некляев, начальник отдела по взаимодействию со СМИ Комитета лесного хозяйства области. – Это, конечно, неприятный факт, но он говорит о том, что с экологией стало немного лучше».
«Мы надеемся, что те люди, которые сегодня приехали посадить лес, не забросят его, а будут приезжать, помогут ухаживать, возьмут над ним шефство» - замечают организаторы. –
Школьники из Ногинска признаются, что это – перспектива хорошая, но мало выполнимая. «Мы ездим постоянно, что-то сажаем, но все же далеко, транспорт в лесничества не ходит, поэтому не ясно, как добираться». В любом случае, на месте будут работать лесничие.
Короед в выигрыше от новых законов
Волонтеры «Гринпис» собрались, чтобы восстанавливать лес в Щелковском районе – на месте огромных территорий, поврежденных короедом. Старые ели, где селится короед, уже не подлежат восстановлению: помогает только рубка и немедленный вывоз поврежденных деревьев. Погибшие ели остаются рассадником лесного вредителя. Там, где лес умер, корчуют пни и сажают новый. Эксперты «Гринпис» предложили волонтерам посадить смешанный лес – он более устойчивый, чем хвойный, лучше противостоит ветрам, засухам и лесным вредителям. Пока в Подмосковье преобладает красивый, но крайне уязвимый лес: хвойный, одновозрастной, стареющий.
«По всей округе почти не осталось живых деревьев, — рассказывает координатор лесных программ Алексей Ярошенко. – Численность короеда тут уже пошла на спад, просто потому что уже не осталось для него корма. Но свое черное дело он сделал».
По оценке экологов, в Подмосковье короедом уничтожено больше ста тысяч гектаров, сколько деревьев погибло в Европейской части России - еще предстоит выяснить.
«Короед жил в Подмосковье всегда, но только в последние годы его деятельность стала катастрофической: просто лесное хозяйство напрочь убито кодексом 2006 года. Знаете, единственное существо, которое выиграло от его принятия – это короед».
По словам экологов, лесной вредитель распространяется стремительно – для того чтобы полностью погубить дерево, ему нужно всего два месяца. Работникам леса, чтобы оформить документы на вырубку, потребуется больше, чем полгода. В итоге, выигрывает короед.
«Здоровое дерево жуку сопротивляется – оно заливает его смолой, — комментирует Алексей Ярошенко. – Но ослабленное не справится. Пока что мы не можем повлиять на решения чиновников, на существующий лесной кодекс. Но хотя бы попробуем повысить устойчивость новых лесов, делая их смешанными – возможно, получится создать хороший прецедент».
Смотрите также:
- В огонь по собственному желанию. В Петербурге работают добровольные пожарные →
- Села во мгле. В Иркутской области люди стали заложниками горящих торфяников →
- «Денег мало, но жить хорошо». Один день с участковым лесничим →