Мир в китайской копии. КНР не изобретает, но отлично воспроизводит чужое

Текстильная фабрика в Китае. Фото: www.globallookpress.com

Умельцы из КНР научились копировать не только дизайн автомобилей и айфонов. Они также «тащат» секретные разработки из Пентагона, а у Европы открыто воруют старинные посёлки. Следует ли России сделать из этого выводы?

   
   

На днях в США разразился грандиозный скандал. По сообщению газеты «Вашингтон пост», китайские хакеры (взломщики компьютеров), проникнув в электронную базу Министерства обороны, похитили чертежи секретного оружия. В руках китайцев оказались планы комплексов ПВО «Патриот», проекты истребителей F-18 и данные по вертолётам UH-60 «Блэк Хок». Кибер­атаки на Минобороны США идут с 2007 года: разведка Китая «ходит» в правительственные сети Америки, как к себе домой. Месяц назад хакеры «свистнули» разработки американских космических роботов. Газета не исключает, что скоро китайские версии этого оружия появятся на мировом рынке - и по весьма низкой цене. КНР отвергает все обвинения, однако пресса США уверена: именно кражи чужих идей толкают вверх экономику Поднебесной. Китайцы тащат не только военные секреты - они копируют смартфоны, автомобили и даже… целые города!

Холодильник с музыкой

- Прошу внимания, взгляните вот на этот мобильник. Новейшая модель, образец взяли у «Нокии». Внутри всё то же самое плюс четыре сим-карты. На каждом углу продают точные копии айфона. Родной стоит семьсот долларов, китайский - двести. Теперь повернём налево. Здесь - чемоданы - клоны фирмы «Самсонайт» - один в один, сшиты по той же схеме, исключительная надёжность. Рядом - дамские сумочки а-ля «Шанель» и «Луи Виттон»: дизайн содран полностью, но в десять раз дешевле. Этажом выше можно купить телевизор-плазму или планшетный компьютер за сотню баксов - их вчера склепали в деревне по соседству с нашим городом. Едва появляется электронная новинка - через две недели её копию выпускают в Китае. И поверьте - качество отличное!

35-летний бизнесмен из Шэньчжэня Чжао Бэнь знает, о чём говорит. Мы обходим знаменитый рынок Луоху на границе с Гонконгом. Пятиэтажный комплекс, где легко приобрести любой товар: как в шутку заверяет Чжао, «даже секретные чертежи из Пентагона». «У нас плохо с мозгами, но хорошо с руками, - объясняет Чжао. - Проще украсть чужую мысль и быстро заработать на ней деньги. Каждый выживает как может». Я останавливаюсь, рассматриваю холодильник - точь-в-точь «Панасоник». «Делает кубики для льда, быстро замораживает мясо, - кивает Чжао. - И ещё играет музыку, чего нет в японской версии. Мы всегда стараемся усовершенствовать краденую модель». Это верно. Китайцы, своровав образец смартфона, потом впихнут в него что угодно - телевизор, фонарь и даже кондиционер (!) в мобильном - не предел. Качество и вправду неплохое. Если раньше поддел­ки из КНР можно было характеризовать как «дребедень», то теперь китайские версии мировых брендов ломаются реже.

…В газетах провинции Гуандун часто видишь рекламу, которая любезно предлагает «приобрести домик в европейском городе». В Европу ехать не надо: эти элитные посёлки построены у озёр и рек в сельских районах Китая. Самый популярный дублирует авст­рийский городок Хальштадт (находящийся под охраной ЮНЕСКО) - совершенно точная копия, буквально до гвоздя. Как его воздвигли? Целых четыре месяца бригада инженеров из КНР, приехав в Австрию и маскируясь под туристов, фотографировала дома в деталях, дотошно измеряя их ширину и высоту. «Перетащили» всё, включая рыночную площадь и старинную кирху. Власти Хальштадта были шокированы, но протестов не последовало.

«Нет в мире закона, запрещающего воспроизводить известные здания, - сообщили мне в мэрии Хальштадта. - Поэтому мы не станем подавать в суд». Это, кстати, основная проблема с китайцами. Если какая-то компания и решит судиться, китайская фирма-«штамповщик» тут же исчезает, а «на её месте» через минуту регистрируют новую. Кроме того, китайцы во избежание проблем просто меняют пару букв в названии бренда. Был iphone - будет ifon. Аналогично и с автомобилями. Недавно в Китае выпустили точную копию BMW, назвав её BYD.

Китайский автомобиль Hongqi H7. Фото www.globallookpress.com

«Своруем и сделаем сами»

- Ещё лет десять назад мир в принципе не знал, что такое китайские тачки, - рассказывает автодилер из Гонконга Джеймс Хоу. - А затем как прорвало. Появились китайские подделки внедорожников «Ниссан» - «Великая Стена», клон «Тойоты» - «Лифан» и сестра-близнец «Шевроле» - «Чери». Теперь Китай переполнен копиями не только «народных», но и элитных автомобилей - «Мерседесов», «Ауди», «Лексусов». Чем горбатиться и создавать десятилетиями национальный бренд, проще похитить чужой. Я не горжусь этим, нет. Но мы живём в эпоху технологического шпионажа. Кто быстрее украл - тот и автор. Первоначально автомобили из Китая были ужасного качества: сейчас же их научились делать. И теперь большинство машин в Африке и Азии - китайские. Многие люди хотят иметь в гараже копию «Тойоты» по цене велосипеда.

   
   

На любой автовыставке в Европе и Японии толпами снуют «зрители» из Китая. Облепив новинки, как муравьи, они фотографируют тачки со всех ракурсов, не стесняясь открывать капоты и багажники. А потом концерны-гиганты удивляются: ещё не успели выпустить автомобиль в продажу, а в Китае уже месяц продаётся идентичная копия - и по дизайну, и по «внутренностям». Дошло до абсурда - например, китайский автомобильный завод FAW для рекламы своих машин в России украл лозунг у… «АвтоВАЗа» - «Поехали вместе!». Правда, китайцам пришлось отозвать рекламу и извиниться, но это редкость. Сейчас КНР почти не покупает лицензий на официальное производство того или иного товара. Зачем? Что нужно, китайцы своруют и сделают сами.

…Редкий случай, когда мне трудно высказать свою точку зрения. С одной стороны, воровать нехорошо, с другой - будем откровенны, у нас никак не научатся делать качественные телевизоры, стиральные машины и компьютеры… а про автомобили я вообще молчу. Лучше ли станет, если мы тупо скопируем известные марки? Не знаю. Я знаю лишь одно: китайцы дейст­вуют в интересах своей страны, стараясь сделать её богаче. И на мнение всего остального мира им плевать.

 

 
Георгий Зотов

Директор департамента загран. интервью и расследований



 

 

 

 Читайте также