Восстание машин. Роботы-журналисты захватывают СМИ

Пока многие репортеры и редакторы подпадают под увольнения в новых медиа и оказываются закованными в цепи традиционных газет, журналистика, создаваемая машинами, набирает обороты. К примеру, треть контента, публикуемого агентством Bloomberg, автоматизирована. Компания использует систему Cyborg, она помогает репортерам прошерстить тысячи корпоративных квартальных отчетов. Программа может проанализировать финансовый отчет в тот же момент, когда он появился, и сразу создать новостную заметку с упоминанием основных фактов и действующих лиц. И в отличие от бизнес-репортеров, которые считают подобную работу унылой, система выполняет ее без раздумий. Cyborg, точный и активный, помогает Bloomberg в гонке с агентством Reuters, основным конкурентом на поле финансовой журналистики, а кроме того — дает возможность соперничать и с хедж-фондами, использующими искусственный интеллект для поставки свежей информации своим клиентам. «Финансовые рынки — в авангарде этого движения», — говорит Джон Миклуэйт, шеф-редактор в Bloomberg.

   
   

Но экономической информацией дело не ограничивается. Роботы пишут заметки про бейсбол для Associated Press, про школьный футбол для The Washington Post, про землетрясения для The Los Angeles Times.

Примеры новостей, написанных роботами:

ТАЙСОНС, Вирджиния (Associated Press) — MicroStrategy Inc. во вторник отчиталась о прибыли в 3,3 млн долларов, причем за тот же период прошлого года компания сообщала об убытках.

МАНЧЕСТЕР, Нью-Гемпшир (Associated Press) — результативность Джонатана Дэвиса во вторник помогла «Нью-Гемпширским Илькам» победить «Портлендских Моряков» 10-3.

На прошлой неделе первая статья, написанная с участием робота, вышла в австралийской версии The Guardian: там машина помогла собрать данные о ежегодных пожертвованиях местным политическим партиям. Forbes же тестирует программу под названием Bertie для помощи редакторам с черновиками.

Руководители изданий считают, что, хотя искусственный интеллект и занимает все больше места в редакционной работе, увольнениями рядовым сотрудникам это не грозит. Наоборот, цель в том, чтобы освободить их от черновой работы.

   
   

«Работа журналиста — это о любопытстве, об интересных историях, о поисках правды и попытках сдерживать самодурство властей, о критическом мышлении, о суждениях — мы бы хотели, чтобы наши журналисты тратили энергию именно на это», — говорит Лиза Гиббс, директор новостных департаментов в The A.P.

The A.P. было одним из пионеров в этой области, в 2014 году агентство стало работать с Automated Insights, технологической компанией, специализирующейся на программах по генерации естественного языка, которые создают миллиарды статей, написанных роботами. Так, помимо новостей о результатах спортивных матчей, The A.P. использует Automated Insights для заметок о корпоративных отчетах, как Bloomberg. Раньше агентство за 3 месяца писало 300 новостей на основе отчетов компаний, сейчас их 3,7 тысячи.

У The Washington Post есть свой робот-репортер под названием Heliograf, доказавший свою полезность на Олимпиаде-2016 и выборах в США в том же году. В 2018 году газета получила награду в категории «Совершенное использование ботов» на Global Biggies Awards, премии, посвященной большим данным и искусственному интеллекту (ИИ). Джереми Гилберт, директор по стратегическим инициативам в газете, говорит, что они также использовали геотаргетинг, искусственный интеллект помогал в переориентировании статей с учетом региональной специфики: например, для политических новостей во время президентской гонки в США.

«Когда мы говорим о масс-медиа национального или международного масштаба, мы можем лишиться интереса аудитории, которой нужны известия, актуальные именно для них. Так что мы спросили себя: что мы можем сделать в этой области?» — говорит Гилберт.

The A.P., Post и Bloomberg также настроили уведомления, всплывающие, когда появляются необычные данные. Журналисты, проверяя такие уведомления, могут наткнуться на информацию, достойную отдельной статьи. Например, во время Олимпиады-2016 Post привязал эти уведомления к корпоративному мессенджеру Slack и в чат к редакторам падали сообщения о тех случаях, когда результат на соревнованиях превышал или был близок к мировому рекорду.

Искусственный интеллект в журналистике не так прост: это не робот, строчащий статьи и новости. На первом этапе требуется большое количество работы редакторов, авторов, им приходится разрабатывать по несколько версий истории с различными концами. Как только все данные готовы, система сможет написать материал, о погоде ли он будет, о бейсбольном матче или о корпоративном отчете.

Но и машины не расскажут всей правды. К примеру, в случае с корпоративными отчетами компании хитро могут подсветить те цифры, которые создадут более оптимистичную картину, нежели есть на самом деле. В Bloomberg журналисты пытаются настроить Cyborg так, чтобы он научился определять такие вещи.

Искусственный интеллект может также выйти за рамки шаблонных материалов. «Надеюсь, мы увидим, как ИИ станет полезным инструментом и при написании репортажей и поиске подтверждения данных. Когда вы анализируете много информации, ИИ поможет вам выявить отклонения. И журналист — это как раз нужный в такой ситуации человек», — говорит Хиллари Мэйсон, генеральный менеджер компании Cloudera, занимающейся менеджментом больших данных.

Пробует подобные технологии и The Wall Street Journal. Там используют систему, способную расшифровать интервью и выявить фейковые изображения.

«Может, несколько лет назад ИИ и был всего лишь новой технологией какого-то стартапа, но сейчас он уже просто необходим. Думаю, вскоре множество инструментов для работы в журналистике будут подкреплены им», — говорит Франческо Маркони, глава отдела исследований и разработок в WSJ.

The New York Times пока не планирует применять роботов при написании статей, однако экспериментирует с ними для персонализации email-рассылок, для модерации комментариев и для оцифровки архивных данных.

Ранее появление технологических новинок рождало новые рабочие места: например, оператора линотипа. Обратного тренда пока нет. Сейчас репортеры и редакторы не готовы отдавать часть своей работы в руки машин. «Если посмотреть на то, как сейчас идет процесс печати, дистрибуции и продвижения, то можно увидеть возрастающую роль технологий», — говорит Настаран Мохит, организационный директор Гильдии производителей новостей Нью-Йорка. Мохит не считает, что ИИ всерьез угрожает новостникам, но добавляет, что в гильдии постоянно следят за тем, не изменилось ли положение дел.

Маркони из WSJ сравнивает появление ИИ в ньюсрумах с появлением телефона. «Это расширяет твои возможности, ты можешь получать информацию быстрее. Это что-то новое, но технологии не стоят на месте. Сегодня это ИИ, завтра — блокчейн, а еще через 10 лет будет что-то еще. Не меняются только журналистские стандарты», — говорит он.

Марк Зионтс, глава Automated Insights, говорит, что еще недавно роботы не были способны заменить репортеров и редакторов. Он добавляет, что его дочь была журналистом в Южной Дакоте и, хотя он не советовал ей сменить профессию, но порекомендовал держать руку на пульсе последних технологий.

«Если вы не учитесь, не можете адаптироваться к новому, — без разницы, в какой сфере вы работаете — вам будет очень тяжело строить карьеру», — говорит Зионтс.

Patch, издание, специализирующееся на местных новостях, использует ИИ для помощи своим 110 репортерам и многочисленным фрилансерам в освещении событий в более чем 800 различных областях страны, особенно это касается сводок погоды. За неделю на Patch выходят около 3 тысяч заметок, 5-10% из которых написаны роботами, как говорит глава компании Уоррен Сент-Джон.

Помимо помощи репортерам при подготовке материалов, робо-журналистика выгодна и для редакторов. «Я понял как минимум одну вещь, — говорит Сент-Джон. — В новостях, написанных машиной, не бывает опечаток».

Оригинал статьи — The Rise of Robot Reporter.