За это время она прошла историю от конной упряжки с бочкой воды до современной спасательной техники и автоматических систем пожаротушения.
Указ, устав, декрет
История пожарной охраны столицы берёт начало с указа императора Александра I от 31 мая 1804 г. «Об организации профессиональной пожарной охраны в городе Москве», за которым последовало создание профессиональных дружин огнеборцев города и строительство депо.
К 1812 г. в городе функционировали 20 пожарных частей, а личный состав всех команд достигал 1500 человек. В 1857 г. издан первый в России пожарный устав, который излагал порядок устройства пожарных частей в городах и предписывал меры наказания за нарушение правил пожарной безопасности. В конце столетия в Москве начинают формироваться добровольные пожарные дружины.
Со временем решается проблема противопожарного водоснабжения города, работе пожарных значительно помогает и появление телефонной связи. В России появляется производство пожарной техники – крупнейшим производителем в 1863 г. становится завод Густава Листа. А в 1907 г. в Москве открывается станция электрической пожарной сигнализации.
После Октябрьской революции, 17 апреля 1918 г., Ленин подписывает декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнём». В октябре 1918-го при Таганской пожарной части открываются курсы пожарных техников.
Серийный выпуск отечественных пожарных автомобилей начинается в 1928 г., с 1932-го начинает действовать бесплатный телефон пожарной службы: 01. И далее в советские годы история пожарной службы развивается довольно стремительно.
«Пожарная служба Москвы получила новое направление развития с созданием МЧС, – говорит замруководителя столичного Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Андрей Иванов, – а с 2015 г. продолжает развиваться в сотрудничестве с нашим департаментом. В 2003-м для тушения крупных пожаров в городе создан Московский авиационный центр, а в 2008-м – Пожарно-спасательный центр, который в последние годы активно развивается».
Вертолёты – на службе
Сегодня ежесуточно на боевом дежурстве в столице находятся 1,5 тыс. человек, 400 пожарно-спасательных автомобилей, 2 пожарных вертолёта и многоцелевой пожарно-спасательный корабль.
Москвичи помнят об активном участии в тушении пожаров сотрудников авиационного центра. То, что без авиации в мегаполисе не обойтись, стало понятно во время пожаров на заводе «Серп и Молот» и в «Вернисаже» в Измайлове.
«В 2009–2010 гг. в нашем центре, – рассказывает директор Московского авиационного центра Кирилл Святенко, – была разработана уникальная система горизонтального, вертикального и бокового пожаротушения, идеально подходящая для тушения огня в высотных зданиях. За время работы центра с помощью пожарных вертолётов потушено 70 крупнейших пожаров в столице и ближайших регионах».
Комплексную безопасность столицы обеспечивает Пожарно-спасательный центр. Это профессиональное аварийно-спасательное формирование, отличительной чертой которого является сочетание двух сложных профессий: пожарный и спасатель.
«Ежесуточно на дежурство заступают 500 человек и 160–180 единиц техники, – говорит начальник службы пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ Пожарно-спасательного центра Эдуард Бондаренко. – Центр включает в себя 34 отряда, на его оснащении 300 единиц современной пожарно-спасательной и специальной техники. Все подразделения осуществляют круглосуточное дежурство и находятся в постоянной готовности».
По словам А. Иванова, за 215 лет изменилась пожарная служба столицы – её организация и техническая оснащённость, но неизменными остались славные боевые традиции – героизм, бесстрашие и самоотверженность пожарных при спасении людей.
Смотрите также:
- Разбор причин. Спасатели озвучили свою версию событий в «Зимней вишне» →
- И пожарные, и спасатели. Как сегодня работает пожарная служба столицы →
- МЧС России: основная причина пожаров - человеческий фактор →