Застройщики нашли способ борьбы с потребительским экстремизмом и просят вернуть стройматериалы, которые покупатель счел некачественными. Однако эксперты рассказали aif.ru, что делать этого никто не обязан.
Покупатели жилья, держатели договоров участия в долевом строительстве (ДДУ) зачастую обращаются к независимым экспертам, которые выявляют недостатки при приеме квартиры, после чего подают иск в суд и требуют у застройщика компенсацию. Причем довольно часто на реальное исправление недочетов в ремонте эти деньги не направляются. Для описания этого явления в строительном секторе используется термин «потребительский экстремизм».
Брокер по инвестиционной недвижимости Мария Атлас пояснила, что сейчас наблюдается тенденция, когда застройщик и потребитель идут на компромиссы и сделки. Девелоперы всегда стараются делать шаг навстречу покупателям и устранять все недостатки, чтобы человеку комфортно было жить в новой квартире.
«Но иногда бывает такой процент граждан, которые до последнего пытаются выжать какую-то выгоду, однако на самом деле овчинка выделки не стоит. Подача иска в суд покупателем — это довольно серьезный шаг, потому что его можно проиграть. Юристы застройщиков — довольно грамотные ребята, а в случае неудачи потребитель должен будет оплатить все издержки: своего юриста, юриста застройщика и прочие судебные расходы. Если же девелопер проигрывает суд, он, конечно же, должен будет устранить недостатки или выплатить компенсацию, а также покрыть расходы покупателя на специалиста, который принимал квартиру, его адвоката и так далее», — отметила собеседница aif.ru.
Однако сейчас сложности могут ожидать и тех истцов, требования которых были удовлетворены в полном объеме. С конца прошлого года некоторые девелоперы подают встречный иск, в котором просят вернуть, например, старые окна, если претензия была к ним, ненадлежащего качества двери и так далее.
«Легко можно доказать, что покупатель на первых стадиях взаимодействия хотел разойтись миром и предлагал строительной компании, например, поменять те же окна или двери. Иными словами, девелоперу предлагали устранить недостатки, чтобы квартира была сдана в том виде, который и предполагает продажа. Застройщик сам этого сделать не захотел, а выбрал компенсацию. Таким образом получается, что дольщик изначально заплатил полную сумму ДДУ, но получил некачественный товар. Компенсация, по сути, является, возвратом средств. Изначально цена была выше, но с учетом выявленных нюансов гражданин считает эту цену несправедливой. А вот когда ему возвращают часть денег из-за плохой отделки, он соглашается принять жилье», — пояснил Колотушкин.
Здесь, подчеркнул эксперт, важно на начальном этапе поставить вопрос о годности материалов, которые требуют замены. «Если их нельзя использовать, зачем они нужны застройщику? А если можно, в случае встречного иска следует задать вопрос, почему девелопер их не забрал, не поменял тогда, когда ему это предлагали? Если правильно выстроить защиту, противостоять этому можно. У нас, например, были случаи, когда при вышеописанной стратегии застройщика попросту, простите, слали лесом», — отметил адвокат.
Напомним, ранее эксперты рассказывали, что принимать квартиру у застройщика может не только сам покупатель, но и его доверенное лицо. Однако для этого важно оформить нотариальную доверенность.