Шашлычный дух. Как любители пикников захватывают общественные территории

Майские праздники в России давно ассоциируются с открытием сезона приготовления шашлыков на свежем воздухе. С недавних пор это приятное занятие у нас называют понятным без перевода словом «шашлыкинг». Но всем ли на самом деле приятны чужие шашлыки?

   
   

Захват территории

Далеко не всем, — уверена старший научный сотрудник Лаборатории теоретической фольклористики (ЛТФ) ИОН Президентской академии Дарья Радченко. Любители поесть шашлык на природе влияют на общественные пространства, причем не в лучшую сторону.

Как известно, шашлыкинг в городе проводится в основном в общественных пространствах — парках, скверах, у водоемов. Даже в тех случаях, когда эти места оборудованы стационарными мангалами, шашлыкинг обыкновенно сопровождается пивингом с водкингом или портвейнингом. В лучшем случае — с рэдвайнингом. А это далеко не всем из окружающих нравится. В тех же общественных пространствах могут отдыхать семьи с маленькими детьми и просто любители природы.

«Запрос на шашлык трансформирует общественные зеленые пространства города, — считают фольклористы. — Стихийный розжиг мангалов, безусловно, небезопасен и ведет к выжиганию почв и замусориванию зеленых зон. Но, кроме этого, «шашлыкеры» нарушают негласный договор по пользованию этими пространствами, трансформируя обонятельный ландшафт, а иногда и акустический ландшафт места. Несмотря на то, что такой пикник занимает сравнительно небольшую территорию, при помощи запаха происходит своего рода «захват территории».

Мужское дело

Но это еще не все. По мнению ученых, шашлык остается одним из немногочисленных блюд, связанных с представлениями о маскулинности. Под последней понимается совокупность телесных, психических и поведенческих особенностей, присущих «настоящим мужчинам». В данном случае этот набор несколько гипертрофирован, поэтому иногда употребляется такое понятие, как токсичная маскулинность.

Ну кто не слышал расхожих утверждений, что мясо любит мужские руки, а взаимодействовать с дровами, открытым огнем и острыми шампурами — мужская работа, причем допускающая и предполагающая вовлечение нескольких человек, а не одного повара.

«Шашлык становится больше, чем едой — это смысловой центр кулинарного перформанса, задача которого — сборка социальной группы. Это своего рода развернутый во времени тимбилдинг, увенчивающийся поеданием совместно приготовленного мяса. Качество самого мяса может оказаться не таким значимым для участников «шашлыкинга», как общие действия вокруг мангала», — отмечает исследователь ЛТФ.

   
   

Зона отчуждения

Начало мая в наших широтах отличается непредсказуемой погодой. То солнце, то дождь. «Настоящие мужчины», готовящие шашлык в общественных местах, дождя не любят. Бывают случаи, что занятые компанией шашлыкеров беседки у какого-нибудь озера обматывают снаружи заранее припасенной упаковочной пленкой. Тем самым, утверждает эксперт, создается «кастомизированное (переделанное под себя) приватное пространство». Его временные хозяева начинают обживать беседку, раскладывая и развешивая в ней кастрюли, бутылки, ножи, топоры и прочее столь необходимое для шашлыкинга имущество. Тем самым «улучшению» подвергается и окружающее пространство.

«В итоге на весь день зона с беседками для шашлыка становится своего рода «зоной отчуждения», выключенной из оборота, — считает специалист Президентской академии. —  Ее захват материальными объектами, звуками и запахами заставляет других посетителей парка воспринимать ее как "частную территорию" и сторониться таких мест».

Опасное место

В итоге окружающие, которым от шашлыкеров достается только запах жареного мяса и шум подгулявшей компании, начинают воспринимать место проведения пикника как небезопасную территорию. В ряде случаев это мнение, увы, оказывается вполне оправданным: остатки трапезы привлекают бездомных собак.

В то же время запах готовящейся еды невольно привлекает к беседкам внимание гуляющих людей, и это, пожалуй, увеличивает популярность такого городского сервиса. Чужой шашлык служит молчаливой рекламой практики — «на их месте могли бы быть мы!» — думают про себя прохожие. Так социальная практика «шашлык в парке» воспроизводит сама себя», — заключает эксперт.

Еще больше исследований на самые актуальные темы в телеграм-канале Президентской академии @ranepa_science.