«Саша Белый» из Сычуани. За что миллиардер Лю Хань поплатился жизнью?

Лю Хань. © / Reuters

Приговор приведён в исполнение

Некоторым российским миллиардерам, сетующим на притеснения со стороны государства, на самом деле нужно молиться на то, что они добились успеха в России, а не в Китае.

   
   

У китайских властей пиетет к обладателям баснословных состояний отсутствует в принципе. Ещё вчера богач мог заказывать на вечеринку по случаю дня рождения домашнего любимца поп-звёзд мировой величины, а сегодня лишённый всего вчерашний олигарх коротает время в камере смертника.

9 февраля стало известно, что 48-летний китайский миллиардер Лю Хань, бывший глава крупнейшей в мире компании по добыче железной руды «Ханьлунь групп», казнён по приговору суда. В вину Лю Ханю, входившему в Топ-200 самых богатых людей Китая, были поставлены преступные деяния, попадающие аж под 13 статей Уголовного Кодекса — создание организованной преступной группировки, рэкет, убийства, торговля оружием и многое другое.

«Единственный Уцелевший»

История Лю Ханя вполне подошла бы для китайской версии сериала «Бригада». В «лихих 90-х», которые в Китае были не менее лихими, чем в России, 26-летний уроженец провинции Сычуань Лю Хань твёрдо решил преуспеть в бизнесе, начав с биржевой торговли сырьём.

Желающих достичь вершин богатства и благополучия много, и начинающий бизнесмен решил, что путь к успеху необходимо прокладывать по принципу «цель оправдывает средства».

Лю Хань. Фото: www.globallookpress.com

Вокруг Лю Ханя образовался крепкий «коллектив» из родных и друзей. «Правой рукой» и главным помощником лидера «бригады» стал его младший брат Лю Вэй.

Позднее, став миллиардером, Лю Хань называл свою деятельность в начале 1990-х «агрессивным стилем инвестирования». Благодаря этому стилю число конкурентов у него стало быстро уменьшаться — одни безропотно сходили с дистанции, уступая дорогу Лю Ханю, другие становились жертвами убийств, которые не удавалось раскрыть правоохранительным органам, или бесследно исчезали.

   
   

Справедливости ради нужно сказать, что Лю Хань не был единственным «агрессивным инвестором» не только в Китае, но даже в родной провинции Сычуань. В него тоже стреляли, однако его «бригада» оказалась прочнее и устойчивее других. В результате в Сычуани Лю Хань получил прозвище «Лю – Единственный Уцелевший».

Империя «Ханьлунь»

Главное богатство провинции Сычуань — уголь и минеральное сырьё. В 1997 году, сколотив первоначальный капитал и избавившись от серьёзных конкурентов, Лю Хань создал корпорацию «Ханьлунь групп», в собственность которой перешли практически все шахты и рудники Сычуани.

Стремительно развивающейся экономике Китая нужно было сырьё, и «Ханьлунь групп» быстро превратилась в крупного игрока на рынке КНР, а затем и на мировой арене.

В начале XXI века разрастающаяся империя Лю Ханя вышла за пределы горнодобывающей отрасли. Он покупал активы в энергетике, строительстве и даже осваивал туристический бизнес.

В горнодобывающей отрасли «Ханьлунь групп» инвестировала средства в проекты в Америке, Африке и Австралии.

Товарищ Лю Хань, «гордость нации», даже получил кресло депутата в совещательном органе провинции Сычуань.

В 2011 году Лю Хань с размахом отметил день рождения младшего сына, на который съехались государственные чиновники и мэры крупнейших городов провинции Сычуань.

Лю Хань с высоты своего благополучия рассуждал в прессе о том, как преуспеть в бизнесе, давая советы тем, кто только мечтал взойти на вершину. Разумеется, об обратной стороне успеха миллиардер не упоминал.

Крах покровителя

Как и в России, добиться большого успеха в бизнесе в Китае чрезвычайно трудно, если нет сильного покровителя, облечённого властью.

У Лю Ханя таким покровителем был Чжоу Юнкан, занимавший с 2002 по 2007 годы пост министра общественной безопасности КНР, а с 2007 по 2012 годы — пост секретаря Политико-юридической комиссии ЦК КПК, курирующей суды, пенитенциарные учреждения и органы безопасности КНР.

А ранее, с 1999 по 2002 год, Чжоу Юнкан возглавлял партийную организацию провинции Сычуань, где в этот самый момент стала особенно процветать «Ханьлунь групп».

В 2012 году борьба различных группировок в китайском руководстве завершилась тем, что Чжоу Юнкан был отстранён от должности и против него было начато расследование.

В марте 2014 года в прессу просочилась информация о том, что в ходе расследования деятельности смещённого политика было арестовано имущество общей стоимостью в 14,5 миллиардов долларов. Счёт задержанных в ходе расследования шёл даже не на десятки, а на сотни человек. Партийное руководство провинции Сычуань было смещено фактически полностью, а прежние руководители оказались под следствием по обвинению в коррупции.

В марте 2014 года Чжоу Юнкан оказался под домашним арестом, а в самом конце 2014 года стало известно, что он исключён из партии и подозревается в целом ряде преступлений, таких, как получение крупных взяток и раскрытие государственных и партийных секретов, а также в «моральном разложении».

Конец сычуаньской «бригады»

Если высокий пост, который ранее занимал Чжоу Юнкан, позволил ему избежать скорой расправы, то Лю Ханю повезло меньше. В марте 2014 года арестовали его и его младшего брата, а также всех самых активных членов сычуаньской «бригады».

Всего по «делу Лю Ханя» проходили 36 человек. Следствие и суд заняли не более двух месяцев. «История успеха» сычуаньского миллиардера, как оказалось, скрупулёзно изучалась китайскими правоохранительными органами на протяжении последних двух десятилетий. Убийства, рэкет, «крышевание» нелегальных казино, дача многочисленных взяток и прочее, и прочее — «чемоданы компромата» на Лю Ханя долго ждали своего часа и наконец оказались востребованными.

В мае 2014 года суд первой инстанции постановил — Лю Ханя и его младшего брата, а также ещё троих лидеров преступной группировки приговорить к смертной казни, ещё пятерых — к смертной казни с отсрочкой приговора на два года, четверых — к пожизненному заключению, и ещё 22 подсудимых получили различные сроки заключения.

В последующие месяцы Лю Хань и его подельники подавали апелляции на вынесенный приговор в различные инстанции, однако безуспешно. Точку поставил Верховный народный суд КНР, окончательно утвердивший решение, вынесенное судом первой инстанции.

Лю Хань в списке китайских миллиардеров, чья «история успеха» завершилась смертным приговором, не первый и даже не десятый. Правда, некоторым из них смертная казнь впоследствии был заменена на тюремное заключение.

Но основателю «Ханьлунь групп» не повезло — в его отношении власти КНР использовали тот самый «агрессивный стиль», с помощью которого он сам когда-то создавал свою бизнес-империю.