Ситуации, когда работодатель перечисляет работнику на счет сумму большую, чем предусмотрена трудовым договором и другими документами, не редки в трудовой практике. Обычно вопрос о возврате лишних денег решается путем переговоров, но бывают случаи, когда работник не идет на уступки. В каких случаях работодатель имеет право удержать деньги из следующей зарплаты, а когда не удастся получить деньги с сотрудника даже через суд — в материале aif.ru.
В каких случаях работодатель может удержать переплату из будущих поступлений?
Основания, которые позволяют работодателю в принудительном порядке забрать свои деньги назад, перечислены в ст. 137 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) — их пять:
1. Можно удержать часть отпускных, если работник уволился раньше окончания года, за который уже «отгулял» отпуск.
2. Можно удержать часть аванса, если работник не отработал необходимое количество дней.
3. Можно удержать деньги, о тратах которых сотрудник не отчитался, например командировочные расходы.
4. Можно удержать деньги, если бухгалтер ошиблась в расчетах — сложила не те суммы или ошиблась в запятой и т. д.
5. Если зарплата сотрудника зависит от выполнения нормативов, можно удержать часть дохода при невыполнении такого норматива.
Сколько работодатель может удержать за раз?
Трудовое законодательство устанавливает ограничения по размеру суммы, которую работодатель может сразу вычесть из ближайшей выплаты — не более 20% от начисленного. То есть если переплата составила пять тысяч рублей, а работнику начислят, например, аванс в размере десять тысяч рублей, то удержать в счет возврата переплаты можно не более двух тысяч рублей.
Может ли работник вернуть переплату добровольно?
Конечно. Независимо от причин переплаты работник и работодатель могут договориться о добровольном возврате средств. В таком случае работодателю нужно в письменной форме известить сотрудника о том, что на его счет поступили лишние деньги, пояснить причины переплаты, указать на возможность/невозможность удержания средств в принудительном порядке в соответствии с нормами трудового законодательства. В заключение письма необходимо попросить рассмотреть вопрос о возврате излишне выплаченной суммы и сообщить о решении. Работник, в свою очередь, может в форме заявления разрешить работодателю удержать деньги из следующих зарплат и других выплат или сообщить о том, что вернет деньги в кассу организации в конкретный период.
Может ли работодатель рассчитывать на возврат, если переплатил работнику при увольнении?
Только в случае, если сотруднику при увольнении заплатили больше из-за ошибки в расчетах (арифметической/счетной ошибки). Министерство труда пояснило, что такой ошибкой называют просчеты бухгалтерских работников — вместо того, чтобы сложить два значения, они их перемножили. Естественно, в современном мире практически никто не считает зарплату и другие выплаты вручную — работодатели перешли на специальное программное обеспечение, которое ведет расчеты. В связи с этим в случае переплаты необходимо установить, какая именно ошибка была допущена: счетная или техническая — если техническая, и работник откажется возвращать деньги, то даже через суд их не удастся вернуть.
К техническим ошибкам, из-за которых работодатель не сможет вернуть деньги, суды относят: опечатки, задвоение платежей, внесение ошибочной информации в программу расчета заработной платы, неправильное толкование закона или внутренних актов компании о зарплате/премировании и т. д.
Если произошла счетная ошибка, работодатель должен письменно уведомить сотрудника о произошедшем и указать срок для возврата денежных средств. Если работник добровольно не погасит долг, работодатель вправе издать приказ об удержании денег из будущих поступлений. Обязательное условие: работник должен быть ознакомлен с приказом и указать, что он согласен с порядком и суммой удержания. Если между работником и работодателем не достигнуто соглашение — работодателю остается только идти в суд, чтобы вернуть излишне выплаченные деньги. В суде ему придется доказывать, что причиной переплаты явилась именно счетная ошибка — в ином случае суд встанет на сторону работника.
Источники: